Особенности младшего школьного возраста

Младшим школьным возрастом ребенка считается возраст с шести-семи лет, когда ребенок начинает посещать школу, и продолжается он до десяти-одиннадцати лет. Основная деятельность в этом возрасте - учебная. Данный период в жизни ребенка имеет особое значение в психологии, поскольку данное время - это качественно новый этап в психологическом развитии каждого человека.

В данный период у ребенка активно развивается интеллект. Развивается мышление, что в результате способствует качественной перестройке памяти и восприятия, делая из них регулируемые, произвольные процессы. В этом возрасте ребенок мыслит конкретными категориями. К окончанию периода младшего школьного возраста дети уже должны уметь самостоятельно рассуждать, сопоставлять и анализировать, делать выводы, уметь отличать общее и частное, определять простые закономерности.

В процессе обучения память развивается по двум направлениям: происходит усиление роли смыслового и словесно-логического запоминания. На момент начала обучения в школе у ребенка преобладает наглядно-образная память, запоминают дети за счет механического повторения, не осознавая смысловых связей. И именно в этот период необходимо научить ребенка различать задачи по запоминанию: что-то необходимо запоминать точно и дословно, а что-то достаточно в общих чертах. Таким образом, ребенок начинает учиться управлять своей памятью сознательно и регулировать ее проявления (воспроизведение, запоминание, припоминание).

В это время важно правильно мотивировать ребенка, поскольку от этого во многом зависит и продуктивность запоминания. Произвольная память у девочек лучше, а потому они умеют заставлять себя. Мальчики же более успешны в овладении методами запоминания.

В процессе обучения школьник не просто воспринимает информацию, он уже способен ее анализировать, то есть восприятие уже становится в виде организованного наблюдения. Задача учителя организовать деятельность школьников по восприятию различных объектов, он должен научить выявлять важные признаки и свойства явлений и предметов. Одним из продуктивных методов развития восприятия у детей является сравнение. При таком способе развития восприятие становится более глубоким, а появление ошибок существенно сокращается.

Регулировать свое внимание своим волевым решением школьник младшего возраста еще не может. В отличие от школьника старшего возраста, который умеет сосредотачиваться на сложной, неинтересной работе для достижения желаемого результата в будущем, младший школьник может заставить себя упорно работать, только если существует «близкая» мотивация, к примеру, в виде похвалы или положительной отметки. Внимание становится более или менее сконцентрированным и устойчивым только в моменты, когда учебные материалы выделяются яркостью и наглядностью, тем самым вызывая у ребенка эмоциональное отношение. Внутренняя позиция школьников также изменяется. В этот период у детей появляются притязания на определенное положение в системе личностных и деловых взаимоотношений класса. На эмоциональную сферу школьников все больше влияет то, как складываются взаимоотношения с одноклассниками, а не только общение с преподавателем и успехи в учебе.

Характер ребенка в этом возрасте отличается следующими особенностями: склонность действовать незамедлительно, не взвесив все обстоятельства и не подумав, импульсивность (связано это со слабой волевой регуляцией поведения)- общая недостаточность воли, поскольку ребенок в этом возрасте не может с упорством преодолевать все трудности, чтобы достичь намеченной цели. Упрямство и капризность, как правило, являются результатом воспитания, такое поведение - это некий протест против требований, предъявляемых школьной системой, против необходимости делать то, что «надо», а не то, что «хочется». В итоге за период обучения в младшем возрасте у ребенка должны появиться следующие качества: мышление в понятиях, рефлексия, произвольность- ребенок должен успешно освоить школьную программу- взаимоотношения с товарищами и преподавателями должны быть на новом, «взрослом» уровне.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Детские учреждения

Похожие

» » » » Особенности младшего школьного возраста