Школьные конфликты и их решения

Школа является пространством, в котором ежедневно встречаются сотни людей, как детей, так и взрослых. Естественно, что в их совместной работе появляется много конфликтных ситуаций. Но, к сожалению, не всегда получается их нормально разрешать. Школьные конфликты и их решения являются индивидуальными и поэтому стоит в первую очередь разбираться в тех основаниях, на которых они построены.

Группы конфликто

Стоит выделить 3 главные группы конфликтов внутри школы: конфликты, которые основаны на ценностных основаниях, конфликты на основаниях личностно-психологических и конфликты на основаниях ресурсно-средовых. Каждый из этих конфликтов требует абсолютно различных стратегий работы. Также стоит иметь в виду, что если в классе или школе появилась конфликтная ситуация, в ней следует различать все 3 группы оснований.

Ценностные основани

Наиболее серьезным основанием конфликтных ситуаций в школе является различие в мировоззрениях, различиях в задачах воспитания и образования. Самая распространенная форма ценностного конфликта в школе – спор между ценностями образования, на которые ориентируются родители, и ценностями, на которые ориентируется школа или же определенный педагог.

Например, родители ориентируются на довольно жесткую воспитательную модель. Они хотят, чтобы ребенок сначала был послушным- а педагог ценит способность ребенка к самовыражению творчески. Данное несовпадение ценностей будет постоянным источником конфликтов, проявляющихся в чем угодно. Или наоборот: родители считают главной задачей школьного образования в развитии способностей детей к свободе, в развитии его личности, развития его творческих идей, а школа придерживается жесткой учебной системы.

Еще вариантом ценностного конфликта является конфликт между учителем и администрацией школы. Возникают конфликты данного вида и между детьми, в основном в подростковом и старшем возрасте школьников.

Ценностный конфликт не разрешается никакими психотерапевтическими методами. Стоит попробовать организовать диалог. Если же этого не получается, единственный выход из данного конфликта – сделать так, чтобы в рабочих моментах были люди, которые близки по ценностным ориентациям. То есть в данном конфликте наиболее эффективный способ разрешения – разделение конфликтующих сторон по территориям в тех областях работы, которые вызывают споры.

Ресурсно-средовы

Сама организация процесса образования получается потенциально конфликтной. Чаще всего это связано с дефицитом каких-нибудь ресурсов. В основном, для разрешения данного вида конфликтов хватает более умелой и обдуманной организации среды образования.

Личностно-психологически

Самые распространенные и среди учителей, и среди школьников конфликты, так называемые «не сошлись характерами». В основном они связаны с борьбой за лидерство и самоутверждение. Такие конфликты разрешаются психологической корректировкой. Необходимо проводить разнообразные групповые и индивидуальные терапии, психологические тренинги.

Типы школьных конфликто

Различается пять главных групп школьных конфликтов:

  • между школьниками – внутривозрастные, межвозрастные
  • между школьниками и педагогами
  • между педагогами и родителями
  • конфликты в самом коллективе педагогов – межучительские
  • конфликты между учителями и администрацией
  • конфликты межродительские. Это самые малозаметные для учителей конфликты.

Формула решения конфликтов в школ

В школе каждый конфликт является следствием какой-то общей неправильности. Стоит сказать, что существует формула решения конфликтов в школе, она состоит из:

  • Анализа конфликтной ситуации
  • Поиска путей и методов решения конфликта

Профилактика конфликт

Для разрешения конфликта необходимо также узнать, что за конфликт произошел в школе, почему. Методами решения конфликтов можно назвать 3 шага:

  • Анализ спорной ситуации
  • Снятие психологического напряжения
  • Выбор одного из возможных решений и его реализация

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Детские учреждения

Похожие

» » » » Школьные конфликты и их решения