Процесс адаптации ребенка в школе

Первый поход в школу - очень важный и значимый момент в жизни ребенка и его родителей. Но порой он может стать серьезной проблемой для обеих сторон, поскольку смена обстановки и окружения, умственные нагрузки могут негативно повлиять на психику и здоровье ребенка. Как родителям предотвратить эту проблему, мы поговорим в этой статье «Процесс адаптации ребенка в школе».

Адаптация ребенка в школе: общие сведени

Процесс обучения для любого ребенка ознаменован тремя сложными переходными этапами. Первый, самый сложный, - поступление в первый класс. Второй - переход в пятый класс, из начальной школы в среднюю. Третий - переход в 10 класс, из средней школы в старшую.

И если со вторым и третьим этапами дети уже могут справляться сами, то первоклассникам сложно самостоятельно адаптироваться к резкой смене своей деятельности. Поэтому родителям первоклассников в этот период нужно максимально сосредоточиться на своем ребенке и помочь ему адаптироваться к школе.

Период привыкания к школе у каждого ребенка индивидуален: кому-то хватает пары недель, кому-то требуется полгода. Время адаптации зависит от характера ребенка, его особенностей, способности взаимодействовать с окружающими- от типа школы и степени подготовленности ребенка к жизни в школе. В первые школьные дни ребенку потребуется максимальная поддержка со стороны всей его семьи: родителей, бабушек и дедушек. Помощь взрослых поможет ребенку быстро привыкнуть к своей новой жизни.

Не стоит сразу загонять первоклассника в жесткие рамки «пришел из школы - сел за уроки». И ни в коем случае нельзя ограничивать ребенка в общении с одноклассниками. В период активной адаптации к школе ребенок начинает активно социализироваться, устанавливать новые контакты, работать на свой статус в компании детей, учится помогать и оказывать помощь друзьям. Ваша задача, как родителя, помочь ребенку научиться взаимодействовать с окружающими. Особенно важно проследить за тем, на какую нишу в кругу класса метит ребенок. Выбранная социальная роль в классе напрямую повлияет на весь процесс обучения и взаимодействия с другими детьми. Причем закрепленное в первом классе положение сохранится на весь период школьного обучения. Так что если ребенка вдруг посчитали «всезнайкой», то помогите ему сломать сложившееся о нем представление, поскольку в подростковом возрасте такой статус может обернуться неприятными последствиями.

Как учитель влияет на процесс адаптации первоклассника?

Первая учительница - это, пожалуй, не только самый важный человек для вашего ребенка, это важный человек для всей вашей семьи. Именно она может дать вам совет касательно воспитания ребенка, помочь направить его в нужное русло. Следует сразу же установить с учительницей контакт и периодически интересоваться тем, как ребенок ведет себя в школе. Вы можете участвовать в школьной жизни своего чада, устраивая, например, праздники. Разграничивайте свои требования и требования педагога к ребенку. Если вам непонятна методика преподавания, попросите учительницу ее разъяснить, но ни в коем случае не давите на ребенка, он не должен пострадать от ваших разногласий с учительницей.

Одним из важных факторов обучения является сосед ребенка по парте. Фактически, это один из гарантов успешной быстрой адаптации ребенка к школе. Вы должны осведомиться, как складываются отношения у вашего ребенка с его соседом по парте. Не стоит полагать, что ваш ребенок всегда ведет себя безупречно. Именно он может мешать и отвлекать соседа по парте, но за это нельзя наказывать: маленьким детям сложно усидеть на месте в течение долгого времени. Вам следует объяснить своему ребенку то, что уважать личное пространство другого необходимо, и если сосед по парте работает, то его не нужно отвлекать. Хвалите ребенка за достижения и учите его помогать окружающим. Впоследствии привычка помогать друг другу поможет детям в трудные моменты.

Как понять, что ребенок успешно адаптировался к школе?

  1. Ребенку нравится учиться, он с удовольствием идет в школу, уверен в себе и ничего не боится.
  2. Ребенок легко справляется со школьной программой. Если программа сложная, то ребенку нужно помочь, но ни в коем случае не ругать. Категорически запрещается сравнивать своего ребенка с другими, более успешными детьми, и критиковать все его действия. Ваш ребенок уникален, не нужно равнять его с другим.
  3. Следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся. Чрезмерно сложная школьная программе требует грамотного распределения времени, иначе ребенок может заболеть. Если малыш не справляется с программой, стоит подумать о том, чтобы перевести ваше чадо в другой класс или же в другую школу, где нагрузка меньше.
  4. Настраивайте ребенка на успех. Он должен верить в себя. Не допускайте апатичного отношения к учебе.
  5. Ваш ребенок успешно адаптировался к школе, если сам делает домашнее задание и корпеет над ним сам до последнего. Ребенок должен подходить к вам с просьбой о помощи только в том случае, если все его попытки решить проблему оказались провальными. Не спешите постоянно предлагать свою помощь, иначе ребенок привыкнет к тому, что уроки делать нужно только с вашей помощью, а не самостоятельно. Постепенно ослабляйте границы своей помощи, сводя ее на нет. Тем самым вы разовьете самостоятельность ребенка.
  6. И, наконец, самым важным показателем успешно пройденной адаптации к школе будет являться то, что ребенку нравятся его новые друзья и его учительница.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Детские учреждения

Похожие

» » » » Процесс адаптации ребенка в школе