Надо ли наказывать ребенка? Возможно ли воспитать его хорошим и успешным человеком и при этом совсем обойтись без наказаний? И какие последствия могут иметь телесные наказания в воспитании детей? Эти вопросы волнуют практически всех родителей, а поскольку сама жизнь отвечает на них весьма противоречиво, мы решили довериться аргументированному мнению педагогов и психологов.
Очень многие родите-ли, убежденные, что воспитание без нака-зания - это «глупые книжки, не имеющие ничего обще-го с реальной жизнью», подкрепля-ют свое мнение простым аргумен-том: детей наказывали во все вре-мена, значит, это правильно и необ-ходимо. Но давайте разберемся.
Наказывать детей - это традиция
Поборники воспитания путем телесных наказаний любят ссылаться на такой непререкаемый и авто-ритетный источник, как Библия: именно там, на страницах Ветхого завета, в книге притчей царя Соломона, имеется множество высказываний на эту тему. Собранные вместе, цитаты эти, увы, производят гнетущее впечат-ление. Как вам, например, такая: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его». Или такая: «Не остав-ляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет». Просто кровь стынет в жилах от таких советов. Да и может ли быть иначе: ведь появились они во вре-мена, когда большинство людей были рабами, когда никто и не помышлял о правах человека, а справедливость осуществлялась путем варварских казней и пыток. Можно ли всерьез обсуждать это в наши дни? Кстати сказать, сегод-ня на родине царя Соломона (то есть в современном государстве Израиль) права детей защищены специальным законом: каждый ребенок, если родители применя-ют к нему физические наказания, может пожаловаться в полицию и засадить их в тюрьму за руко-прикладство.
Метод кнута и пряник
Где-то мы уже это слышали - метод кнута и пряника. Все очень просто и основано на учении И. Павлова об условных рефлек-сах: выполнил команду хорошо - получил корм, выполнил плохо - схлопотал удар кнутом. В конце концов, животное запоминает, как надо себя вести. При хозяине. А без него? Увы, нет!
Ребенок, конечно же, не живот-ное. Пусть даже он совсем мал, ему все можно объяснить так, чтобы он понял. Тогда он будет поступать правильно всегда, а не только когда за ним наблюдают «вышестоящие инстанции». Это называется умением думать своей головой. Если же вы будете все время осуществлять контроль за ребенком, то, когда он вырастет и сломает вашу «клетку», может сорваться и наделать массу глупо-стей. Известно, что преступники, как правило, вырастают в семьях, где детей или жестоко наказывают, или попросту не обращают на них внимания.
Он ни в чем не виноват
Как известно, ребенок рождает-ся невинным. Первое, что он видит и к чему инстинктивно стремится, - это родители. Поэтому все черты и привычки, которые он приобретает с возрастом, - цели-ком заслуга пап и мам. Помните, как в «Алисе в Стране чудес»: «Если поросенком вслух, с пеле-нок обзывают, баюшки-баю! Даже самый смирненький ребенок вырастает в будущем в свинью!» Некоторые психологи вообще считают, что воспитывать ребенка спе-циально (применять какие-либо педагогические приемы) не требу-ется: если родители ведут себя пра-вильно, ребенок вырастет хорошим, просто им подражая. Скажете, в жизни так не бывает? Значит, при-знаете, что вы не идеальны. А тем, кто признает, что не идеален, необ-ходимо признать также и то, что во всех проступках наших детей вино-ваты мы сами.
Не наказывать? А что же делать
Как воспитать детей без телесного наказания? Очень просто! Можно попробовать организо-вать все так, чтобы ребенка не было причин наказывать. Но если все же не получается и воз-никают конфликты, существуют проверенные методы воздействия, не связанные ни с насилием, ни с манипуляцией.
Если ребенок отказывается что-то делать (например, вы попросили его убрать в детской), скажите ему, что тогда вам придется делать это самой и вы не успеете почитать ребенку перед сном книжку.
Если ребенок сделал что-то не так, поговорите с ним по душам: вспомните свое детство и расскажите историю о том, как вы когда-то совершили такую же ошибку, а потом раскаялись и исправились (тогда ребенку будет проще при-знавать свою ошибки, не боясь при этом наказания).
Используйте метод тайм-аута. Суть его состоит в том, что в реша-ющий момент (драка, истерика, капризы) ребенок без всяких кри-ков и понуканий выводится (или выносится) из эпицентра событий и изолируется на некоторое время в другом помещении. Время тайм-аута (то есть паузы) зависит от воз-раста ребенка. Считается, что остав-лять ребенка одного следует из расчета «одна минута на один год жизни», т.е. трехлетнего - на три минуты, четырехлетнего - на четыре и т.п. Главное, чтобы он не вос-принимал это как наказание.
В конце концов вы можете «оби-деться» на ребенка и на некоторое время лишить его своего обычного, весьма приятного для него обще-ния, оставив только необходимый «официоз». Главное, чтобы за это время ребенок не разуверился в вашей любви.
4 причины плохого поведения ребёнка
Причина | В чём проявляется | В чём ошибка родителей | Как разрешить ситуацию | Что делать дальше |
Недостаток внимания | Ребёнок назойливо пристаёт с назойливыми вопросами | Ребёнку уделяется слишком мало внимания | Спокойно обсудите с ним проступок и выскажите своё недовольство | Выделяйте время в течение дня для общения с ребёнком |
Борьба за власть | Ребёнок часто спорит и проявляет упрямство (вредничает), часто врёт | Ребёнка слишком контролируют (психологически давят на него) | Уступите, попробуйте предложить компромисс | Не пытайтесь его победить, предложите выбор |
Месть | Ребёнок грубит, жесток по отношению к слабым, портит вещи | Мелкое незаметное унижение («Отстань, ты ещё маленький!») | Проанализируйте, в чём кроется причина брошенного вызова | Не мстите ему сами, старайтесь наладить контакт |
Уклонение | Ребёнок отказывается от любых предложений, ни в чём не хочет участвовать | Чрезмерная опека, родители делают всё за ребёнка | Предложите компромиссное решение | Поощряйте и хвалите ребёнка на каждом этапе |
Так ли нужны поощрения
Ученые провели эксперимент: обезьяне дали очень слож-ный замок - после долгих уси-лий она его открыла. Затем ей дали другой замок - она не успо-коилась, пока не освоила и его. И так много раз: обезьяна добива-лась цели и бурно радовалась. А потом за успешное освоение замка ей вдруг выдали банан. На этом вся радость обезьяны закон-чилась: теперь она работала над замком, только если ей демон-стрировали банан, и никакого удовлетворения не испытывала.
Тайное становится явны
Если ребенка жестоко наказы-вают и унижают дома, это обязательно всплывет в его дет-ских играх, а в дальнейшем - и в отношениях со сверстниками. Психологический "след" от телесных наказаний в воспитании детей остается на всю жизнь. Сначала он будет шокировать окружающих избиением соб-ственных игрушек, потом перейдет на одноклассников, а дальше и на свою семью (во всяком случае, воспитывать по-другому своих детей он уже не сможет). Если вы сами были таким ребенком, поду-майте: может, пришло время пре-рвать семейный сценарий?
Внимание, только СЕГОДНЯ!