Как научить ребенка определять время по часам

В дошкольном возрасте ребенок особенно хорошо поддается обучению, но не всякие знания ему пригодятся в столь раннем возрасте. Например, можно научить его знать точное время, но поймет он зачем это нужно лишь по достижении семилетнего возраста. Кроме того, дети раннего возраста не способны адекватно воспринять информацию о точном времени, поскольку абстрактное мышление еще не развито.

Итак, для того, чтобы научитьребенка, узнавать который час, потребуются большие игрушечные часы. Для началаребенка нужно познакомить со стрелками, ведь именно они показывают время.Следует рассказать, что маленькая стрелка показывает, который час, а большаяотсчитывает минуты, к тому же большая движется гораздо быстрее маленькой.

Теперь начинается самое главное.Ребенку нужно рассказать как определять время. Как правило, такое обучениеследует начинать с 4,5 лет. Деление времени на минуты упоминать не следует,нужно акцентировать внимание на цифрах. При этом нужно, например, начать сцифры два, если стрелка сдвинулась с этой цифры, то чуть больше двух и такдалее. Не следует торопиться с объяснением ребенку значения минут, это следуетделать уже в более старшем возрасте.

Для большей наглядности можнонарисовать картинку с большими часам, и выделить на ней определеннуюцифру. Например, время подъема, обеда или прогулки. Для началаможно сфокусировать внимание ребенка на трех-четырех значимых событиях. Самоеглавное, чтобы все они происходили в одно и то же время. Сначала время можноопределять понятными для ребенка словами, например, «перед обедом» или «последневного сна».

После того, как малыш научитсяразличать время по часовой стрелке, тогда можно продолжить обучение. Нужно ктому же рисунку добавить события с более точным временем и сообщать об этомребенку. Каждый раз, когда происходит это событие, задавать вопросы, связанныесо временем, например, в какое время он идет на прогулку или когда нужночистить зубы и т.п. Процесс обучения должен происходить в игровой форме,ребенка нужно заинтересовать.

Для начала обучения нужно использоватьчасы, которые изготовлены самостоятельно, можно вовлечь в процесс изготовлениячасов ребенка. На циферблате нужно обозначить цифры, минутные деления лучшепока не делать и стрелки пока достаточно только часовой.

Малышу следует объяснить, чтострелочка, которая показывает который час, так и называется - «часовая».

Изначально время можно поделить начасы, например, двенадцать часов, немного больше двенадцати, когда стрелкаокажется посредине между двенадцатью и часом, можно сказать половина первого,затем примерно час и ровно час и по тому же принципу с остальными цифрами.

Также нужно обозначить направлениедвижения стрелки и дать малышу возможность самостоятельно покрутить стрелку.

Нужно показать, как движетсястрелка и что она за час переходит от одной цифре к другой. Можно задаватьребенку вопрос, например, если стрелка стоит на двенадцати, куда онапередвинется через час или наоборот, попросить передвинуть стрелку на часназад.

После того, как малыш научитсяобращаться с часовой стрелкой, можно добавлять и минутную. Нужно рассказать,что минутная стрелка длиннее и движется быстрее, чем часовая.

  • ребенок должен различать, где часовая, а где минутная стрелка;
  • он должен различать и размер стрелок.

Разъясните ребенку положениестрелок в то или иное время. Следует отметить, что когда маленькая стрелкастоит на какой-то цифре и показывает ровное значение, то большая всегда будетна двенадцати. Кроме того, отдельно нужно объяснить, что когда часовая стрелкапередвигается от одной цифры до другой, то большая совершает круговой оборот.Нужно задавать ребенку вопросы, чтобы он выставлял время на часах.

Как только с ровными значениями будет всепонятно, тогда следует озадачить малыша вопросом, например, где дуду стрелкиесли время половина первого, если он не сможет сам поставить стрелки в нужноеположение, то ему нужно помочь.

Поскольку уже многое разъяснили, иребенок может выставлять время, можно попросить поставить время на игрушечныхчасах, как на настоящих. Далее необходимо вводить новые понятия и усложнятьзадания. Например, проставить время ровно на определенный час, а затем:

  • попросить передвинуть стрелки на полчаса вперед;
  • на час и еще полчаса вперед, при этом можно сказать, что пройдет полтора часа;
  • на два часа и т.п.
  • попросить перевести стрелки на полтора часа назад;
  • на два часа назад и т.п.

Можно нарисовать часы, на которыхотмечено определенное время, а затем попросить ребенка сказать:

  • было столько-то времени, а стало столько-то, сколько времени прошло
  • который сейчас час и т.п.

Затем нужно более подробно изучитьминуты. Для начала нужно сказать, что промежуток от одной цифры до другойсоставляет пять минут. А всего их на циферблате шестьдесят. Как только ребенокосвоит понятие минут, можно давать задание. Например, чтобы ребенок перевелминутную стрелку на пять или десять минут вперед. Нужно пояснить, что полчасаравняется тридцати минутам или половине круга. После того, как ребенок освоилдвижение минутной стрелки вперед, можно попросить его проделать то же самое вобратном направлении.

Нужно рассказать малышу, чтопятнадцать минут называют четвертью часа, и они составляют половину отполукруга. Ну и когда все это освоено, можно показать ребенку, что одномаленькое деление равно одной минуте, затем уже объяснить в каком положениинаходится минутная стрелка, если она показывает, например, семь минут,двенадцать минут и т.п.

Далее нужно рассказать о способах,с помощью которых можно сообщить время. Если минутная стрелка еще не достиглаотметки в тридцать минут, например, если минутная стрелка показывает двадцатьтри минуты, а часовая находится между цифрами десять и одиннадцать, то следуетсказать: «десять часов двадцать три минуты», а по-другому «двадцать три минутыодиннадцатого». Время одно и то же, а сказать можно по-разному. Нужно научитьребенка сообщать время и тем и другим способом. Кроме того, нужно объяснить,что значение часовой стрелки пишется крупными цифрами, а значение минутнойотмечается рядом, но более мелкими цифрами. Можно показать пример написанияэтих значений.

Кроме того, когда стрелка пересеклазначение получаса, то время называется уже по-другому, но способов по-прежнемудва. Малышу также необходимо их освоить. Разобрать эти способы также нужно наконкретных примерах. Затем можно устанавливать цифры на часах, а ребенок долженназвать какое время показывают стрелки. Важно, чтобы малыш мог назвать время,показанное на часах двумя способами, для лучшего запоминания их можночередовать. Если он затрудняется, то следует ему подсказывать.

Нужно помнить о том, что вниманиеребенка нужно переводить с игрушечных часов на настоящие. Как только он освоилчто-то новое, нужно просить, чтобы он повторил то же самое с настоящими часами.Важно спрашивать, сколько сейчас времени показывают часы. Можно попроситьпоставить стрелки на игрушечных часах в то же положение, в каком они находятсяна настоящих. После того, как ребенок установит стрелки часов в таком положении,можно спросить, а где будут стрелки чрез определенный промежуток времени,например, через полчаса или час и т.п.

Нужно постараться объяснить ребенкув какое время происходят важные для него события, чтобы он освоил значениевремени.

Не нужно слишком давить на ребенка.Ведь как показывает практика, люди понимают, что означает временной промежутоктолько когда повзрослеют.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Как научить ребенка определять время по часам