Обучение детей с аутизмом

Аутизм – это заболевание, которое может появиться у детей в очень раннем возрасте. Многие родители воспринимают такой диагноз практически как приговор. Однако для детей с аутизмом есть специальные программы обучения, которые помогают им постепенно становится такими же полноценными индивидуумами в обществе, как их другие сверстники.

Техника обучения обобщени

Сейчас мы немного поговорим о методах обучения детей с аутизмом. Стоит отметить, что у ребёнка с аутизмом зачастую появляются проблемы с обобщением. То есть, если мы с вами можем делать выводы, обобщая виденное и услышанное, то ребёнку с аутизмом нужно конкретно объяснять, что именно ему нужно сделать, чтобы добиться определённой цели. Для обучения детей с аутизмом, нужно использовать технику "Посредничество в обобщении".

В чём состоит суть этой техники? Она состоит в том, чтобы ребёнок не терялся в спонтанных ситуациях. То есть, необходимо обучить его воспринимать комплексные инструкции, чтобы он в последующем мог понять ваши объяснения и быстро выполнить необходимые действия. В соответствии с этой методикой, вы должны заранее уметь предугадывать ситуации и объяснять их ребёнку. Например, если вы знаете, что он захочет взять игрушку, но не знает где она, сразу же скажите ребёнку следующее: «Если ты захочешь поиграть, то должен (например) открыть второй ящик и достать оттуда игрушки».

Также, детям нужно сразу же объяснять все игры. Аутистам нужно понимать, как именно получить результат и что является конечной целью. Например, если малыш складывает пазлы, сразу же говорите ему: «Игра будет закончена, когда ты сложишь все кусочки вот в такую картинку». В этом случае, он поймёт, что именно от него требуется и начнёт выполнять задачи.

Обучение сосредотачивать внимани

У многих детей с этим заболеванием наблюдается неумение сосредотачивать внимание. В этой ситуации, очень хорошо работают различные символы, которые служат подсказкой. Они могут быть как визуальными, так и вербальными. Вы должны «выдать» малышу набор знаков, вспоминая которые, он будет быстрее ориентироваться в ситуации и не запутается.

Учить обобщать – это значит улучшать те реакции, которые необходимо иметь в новой ситуации, когда ребёнок не был к ней подготовлен. Проще говоря, если вы постоянно будет объяснять ему, что нужно сделать, чтоб получить желаемый результат, со временем малыш сам научится понимать, как его добиться.

Стратегии обучения обобщени

Итак, далее мы расскажем о том, какие именно стратегии подразумевает обучение обобщать.

В первую очередь, это, конечно же, объяснение предшествующих условий, с постепенным введением отвлекающих символов, с которыми ребёнок может столкнуться в окружающей среде. То есть, если изначально вы чётко говорите, что конкретно нужно сделать, то со временем объясняйте, предлагая ситуации, в которых появляется что-то неожиданное для ребёнка.

Также эта методика подразумевает выбор факторов, которые могут предшествовать ситуации и их постепенное изменение, как это и происходит в реальной жизни.

Объяснение возможных последствий любых ситуаций. Изначально, они являются искусственно созданными, а затем превращаются в натуральные. То есть, если сначала вы можете говорить ребёнку, что в случае, когда он не послушается, произойдёт что-то нереальное, то в конце уже можно донести до него то, что плохое поведение приводит к вполне реальным наказаниям.

Последствия, которые могут произойти, должны максимально приближаться к тем, что есть в натуральной среде. Для этого нужно постепенно увеличивать промежуток времени или же использовать совершенно разные виды последствий. Таким образом, ребёнок будет выходить за рамки одной ситуации и учиться воспринимать вариативность различных ходов событий и результатов.

И последнее, о чём стоит вспомнить – это создание специальных условий в натуральной среде, которые будут подталкивать ребёнка к обобщению и поощрять это действие.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

» » » » Обучение детей с аутизмом