Диагностика речи детей раннего возраста логопедом

Если ребенок плохо разговаривает, то родители начинают волноваться и принимают решение проконсультироваться со специалистом и пройти логопедическое обследование. Диагностика речи детей раннего возраста логопедом позволяет выяснить, на самом ли деле существует реальная проблема развития речи или все протекает в возрастных рамках.

Логопедическое обследование должно быть динамическим, целостным и комплексным. Диагностика речи направлена на анализ ее нарушений, ведь для каждого нарушения характерны свои симптомы. У детей раннего возраста чаще всего встречаются следующие нарушения речи: стертая дизартрия, дислалия, открытая ринолалия. Диагноз устанавливается с учетом некоторых факторов: возраст ребенка, сопутствующие хронические заболевания, родовые травмы, социальное положение семьи, психологическая обстановка в семье, сколько в семье детей.

Особенно тщательно обследуется анатомическое строение артикуляторного аппарата. Для получения данных об анатомическом строении органов артикуляции специалист должен осмотреть ротовую полость. Чтобы установить подвижность артикуляционного аппарата, логопед попросит ребенка выполнить основные движения губами, языком, мягким небом, а сам будет отмечать быстроту и свободу движений. Также врач обратит внимание на равномерность и плавность движения левой и правой стороны каждого из органов, а также насколько легко одно движение переходит в другое.

Во время обследования немаловажным фактором является беседа с родителями, которая поможет выяснить конкретные жалобы касательно речевого нарушения. Стоит учесть и тот фактор, как ребенок реагирует на затруднения в речи.

Во время обследования проверяется каждый звук, плавность и темп речи, словарный запас. Для того чтобы проверить звукопроизношение, ребенку будут показывать картинки с изображением различных предметов. Картинки подбираются логопедом так, чтобы проверяемый звук находился в начале, в середине и в конце слова.

В конце обследования родители получают заключение логопеда, в котором определен диагноз. И если нарушение действительно есть, то его придется исправлять, прибегнув к специальным занятиям.

Во время обследования логопед также установит состояние интеллектуально развития ребенка. Ведь при анализе нарушения речи логопедом состояние интеллекта является основным фактором. Важно выявить основную причину нарушения: это может быть умственная отсталость, задерживающая и искажающая речевое развитие, а может быть тяжелое речевое нарушение, задерживающее у ребенка общее развитие. Чтобы установить, что стоит за нарушением речи, проводятся специальные приемы.

Логопед должен заранее продумать, как будут проходить занятия. При этом он должен учесть, прежде всего, возраст ребенка, а потом еще некоторые факторы (побеседовать с родителями ребенка), которые помогут ему установить с ребенком контакт. Контакт логопеда с ребенком необходим для того, чтобы ребенок охотно выполнял задания и просьбы, отвечал на вопросы.

Логопед в самом процессе обследования может выбрать подходящую тактику игры, которая позволит максимально точно диагностировать речевые нарушения. Ведь, как известно, играть любят все дети, поэтому ребенок не будет чувствовать дискомфорта, а для логопеда игровая форма проведения обследования будет весьма информативной.

Логопед может воспользоваться еще одним методическим приемом диагностирования, который заключается в активном наблюдении за ребенком, когда последний выполняет поставленные перед ним игровые и учебные задачи. В этом случае логопед предлагает ребенку картинку или игрушку и говорит, что с предметом нужно сделать.

Задания, которые связаны с процессами обобщения и отвлечения, имеют большое значение:

  • Разложить в ряд последовательно картинки, которые между собой связаны определенным содержанием, то есть от картинки к картинке должно быть определенное действие.
  • Классифицировать картинки по группам: мебель, посуда, овощи, игрушки, фрукты. Разложите на столе картинки по группам и объясните ребенку, почему они находятся в одной группе, затем скажите, как все предметы из этой группы можно назвать одним словом.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Диагностика речи детей раннего возраста логопедом