Рисование детей: свобода творчества, развитие личности

Детские каляки-маляки, несмотря на всю свою незамыслова-тость, могут вызвать множество вопросов, на которые полезно знать отве-ты каждой маме. Итак, рисование детей: свобода творчества, развитие личности - тема обсуждения на сегодня.

Зачем и почем

Одна из самых важных челове-ческих потребностей - остав-лять свой след. На самом ран-нем этапе развития общества (а ученые доказали, что психо-логия ребенка первых лет жизни имеет много общего с психоло-гией представителей первобыт-ных племен) рисование входило в число самых важных, если не священных, действий, отра-жающих способность людей ос-мысливать окружающий мир и передавать свой духовный опыт.

Возможно, это звучит сложно и торжественно. Но для вашего крохи рисование действительно очень важный процесс. Рисование развива-ет познавательную, зрительную способности, мелкую моторику, память, воображение. Но глав-ное, рисование - один из самых первых и доступных способов совместной творческой актив-ности мамы и малыша, зона эмоционального сближения. Многие проблемы «страшного» подросткового периода растут именно из раннего отчуждения мамы и ребенка. Поэтому с са-мого раннего возраста нужно настроиться на то, что рисовать ребенку нужно и полезно ничуть не меньше, чем через какое-то время - читать.

Рисовальный возрас

Физически ребенок готов к изобразительной деятельности с 8-9 месяцев. В этом возрасте ребенку можно показать, как ему оставить свой след. Именно след, потому что до 2,5 лет ребенка интересу-ет больше сам процесс, чем ре-зультат «творческих усилий». В самом начале малыш может вообще не обращать внимания на бумагу, потому что источник цвета интересует его гораздо больше. Поэтому и первое рисование детей - это хаотичные каракули, черканье или, еще чаще, размазанные кляксы от всего на свете. Это может быть разлитое моло-ко, сок, пюре, варенье и даже грязь. После года у ребенка ме-няется «техника рисования», он уже может осознанно держать карандаш, ручку или кисть, движения приобретают опреде-ленный ритм, появляется дви-гательная ориентация: на листе остаются линии то в одном, то в другом направлении. Но годовалый малыш пока не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Поэтому совершенно немыслимо научить его изображать даже самые простые вещи.

После полутора лет кара-пуз начинает лучше понимать, что он делает. В этот период все дети рисуют очень увлеченно. Постарайтесь поддержать и направить в нужное русло его творческие начинания. Здесь очень важна свобода творчества - ведь от нее напрямую зависит дальнейшее развитие личности ребенка.

После двух лет ваш малыш черкает уже в пределах листа, то есть понимает, что есть ка-кая-то граница изображения. В этот период рука идет за гла-зом. Это, конечно, по-прежне-му каляки-маляки, но удиви-тельно, что ребенок старается озвучить то, что он нарисо-вал: «Это бабушка, а это я ем кашу». Он начинает понимать, что вещи, явления и наши дейс-твия связаны между собой. Од-нако разобрать что-то в рисун-ках своего крошки вы сможете только после трех лет, когда на-ступает этап узнавания. Он что-то изобразил, запомнил и сам узнал, что это: вот - солнышко, вот - машинка. А его изображе-ния пока - крути и квадраты.

Безграничное творчеств

Когда малыш с видимым удо-вольствием размазывает пюре по столу, а грязь - по куртке, вашу реакцию на эти действия представить несложно. Но для него эти «игры поросенка» - от-крытие: оставить свой след, неважно где и чем. Чтобы на-править его энергию в творчес-кое русло, надо тщательно под-готовиться.

На чем рисовать? Многие родители не могут понять детского упрямства: почему он измалевал все стены и обои, а не рисует в альбоме? В воз-расте от года до двух ваше чадо еще не понимает, что такое пре-делы, границы листа. И часть рисунка неизбежно оказывает-ся на столе. На вопрос «поче-му?» он ответит: «У меня зайчик убежал, он спрятался в лесу!» Причина проста: бумаги не хва-тило. И это правда. Для двух-летки очень важно менять пространство, на котором он рисует. Он мысленно действует среди изоб-ражаемых предметов, и для него они как бы живые, «настоящие». Поэтому разум-но давать для шедевров ваше-го чада бумагу большого фор-мата: пусть это будет ватман, старые обои - любая дорожка. Пространство не обязательно должно быть белым, разноцвет-ная бумага может вызвать у ма-лыша настоящий «творческий прорыв».

Как мы «лисуем

Детский рисунок имеет свою логику. Типичный рисунок ре-беночка в возрасте до 3 лет - ка-ракули, среди которых можно обнаружить зигзаги и округлые линии. После полутора лет дети начинают озвучивать свои чер-кания: это папа ушел на работу, это кукла танцует. И не пугай-тесь, если то, что всего полчаса тому назад было «папой», теперь уже стало «кошкой». Не пытай-тесь узнать, почему все измени-лось. Он, рисуя, играет. Содер-жание рисунка изменилось, по-тому что в воображении он иг-рает уже в другую игру. Поэто-му в рисовании на данном этапе главное - то, что он может при-думывать содержание своим ка-ракулям. И самый лучший сти-мул для воображения - интерес близких: «Ну-ка расскажи, что ты нарисовал?»

Не подсказывайте ребен-ку. Сохраните его свободу творчества. Если ему сложно сразу отве-тить, что он рисует, не спешите навязывать свой шаблон: «Это домик». Вы подрезаете крылья его воображению. Бывает, ре-беночек вдруг перечеркивает или замалевывает то, над чем тщательно пыхтел почти полча-са. А на вопрос «почему?» дает вполне разумный ответ: «Зай-чик спрятался», - или: «Домик закрылся».

Интересные казусы случа-ются с цветом. Вы видите си-нюю кляксу, спрашиваете: «Это что?» И с удивлением слышите ответ: «Клубника». Вы начина-ете беспокоиться. Как узнать, что все в порядке? Элементар-но: дается картинка, где изоб-ражена клубника. Спрашивае-те: «А что это такое?» Он гово-рит: «Ягода, клубника». Такие цветовые парадоксы возникают из-за особенностей эстетичес-кого восприятия вашего крохи. Возможно, синий - его люби-мый цвет, поэтому ему кажет-ся, что так «красивее». Либо ему давали рисовать вначале, например, только ручкой, он просто не замечает других цве-тов, кроме синего, не знает, как ими пользоваться. Постепен-но развивайте цветовое вос-приятие ребенка. Ненавязчиво объясните ему, что некоторые вещи имеют свой определен-ный цвет. Но в то же время из-бегайте шаблонов: листья мо-гут быть не только зелеными, но и желтыми, небо - не толь-ко синим, но и серым, когда идет дождь. В принципе, ма-лыш с нормальным развити-ем понимает, что солнце - жел-тое, но если вдруг оно окажется у него другого цвета, то он даст логичный ответ: краска кончи-лась, карандаш сломался и т.д.

Что касается диагностики психологического состояния ребенка по цветовой гамме, то детские психологи пришли к выводу, что до трех лет не нуж-но пытаться анализировать внут-ренний мир ребенка через рису-нок. Сложно сказать, почему он выбрал черный карандаш: пото-му что он попался в руки первым или потому что у него просто было плохое настроение. В дальнейшем же можно оценить многое, исходя из рисования детей - свобода их творчества, развитие их личности. Главное - подходить к вопросу профессионально и не делать поспешных выводов. Любое проявление фантазии в рисунках - это хорошо. Не ищите патологию там, где ею и не пахнет.

Взрослые в детском рисунк

Да, детки рисуют увлеченно. Но им сложно выразить то, что их волнует, с помощью тех минимальных изобрази-тельных навыков, которыми они владеют. У малышей есть своя внутренняя эстетическая критика, они могут порвать рисунок, если он «не получил-ся». Взрослые играют огром-ную роль в творческом про-цессе, направляя, объясняя и стимулируя или, наоборот, навсегда закрывая своей иро-нией или окриком двери в мир искусства.

ПРАВИЛО №1: Никогда прямо не критикуйте ри-сующего ребенка. Не предъявляй-те невыполнимых требований: ча-сами старательно сидеть на месте, рисовать аккуратно, не пачкаться, не шуметь, понимать ваши объяс-нения с полуслова. Ваша критика навсегда отобьет у него охоту что-либо создавать.

ПРАВИЛО №2: Ребенок вряд ли научится хорошо рисовать, если вы не будете делать это с ним вместе. Малыши часто просят что-нибудь им нарисовать. Им нравится смотреть, как из-под руки взрослого появляются узна-ваемые предметы. Вовлекайте его в совместное творчество. Можно спросить: «Что ты хочешь, чтобы я нарисовала?» - «Вазочку». Вы рису-ете вазочку, а потом просите крош-ку нарисовать цветочки. Получается совместная картина. Он начинает понимать, что с помощью рисунка можно передать все.

ПРАВИЛО №3: Никогда не занимайтесь с малы-шом творчеством, если у вас нет настроения. Дети эмоционально очень восприимчивы: кроха не бу-дет рисовать, если не чувствует вашей увлеченности.

ПРАВИЛО №4: Избегайте штампов. Если в детском саду попросить ребят нарисовать домик, то у всех он будет стандарт-ным: квадрат, а сверху - треугольник. Обратите внимание малыша на то, что домики бывают разные, поэтому и рисовать их нужно по-разному.

ПРАВИЛО №5: Невозможно хранить все детские рисунки. Однако никогда не рвите или не выкидывайте их в мусорное ведро при ребенке: уважайте его творчество.

Методики рисовани

Для самых маленьких подойдет техника рисования с помощью клякс. Например, капнули на лист бумаги каплю краски, сложили, потом раскрыли и посмотрели, что получилось. Затем капнули две капли раз-ного цвета - какой результат? Для малыша это волшебство: краски смешались, и получи-лось что-то новое. Позволяй-те ребенку рисовать руками.

Очень интересная техника рисования с помощью штам-пов: обмакнув их в краску, по-кажите ребенку, как из разных фигурок можно составить образ - цветочек, например. Кроме того, познакомьте ребе-ночка с элементами апплика-ции и конструирования: на каракули приклейте выре-занный из открытки цветочек, мишку, яблоко. Покажите, что если приклеить вату и рас-красить ее красками, то может получиться снег.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Рисование детей: свобода творчества, развитие личности