Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи проблема достаточно распространенная. Особенно часто это явление встречается у детей дошкольного возраста. Для того что бы справиться с этой проблемой, необходимо правильно построить процесс обучения и воспитания детей с таким недугом. Выбрать именно те занятия, которые будут способствовать развитию речи.

На развитие речи благоприятно влияют различные виды деятельности. Крайне редко используется изобразительная деятельность, но и ее не стоит упускать из виду. Очень важно, что бы дети работали с различными материалами: бумагой, глиной, карандашами. Благодаря такой работе у детей мобилизуются мыслительные процессы, активизируется речь. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи должна быть первостепенной задачей у государства и родителей.

Существует достаточное количество приемов воспитания и обучения, которые должны использоваться при работе с детьми, которые страдают общим недоразвитием речи. Большое значение имеет рисование, лепка, аппликации и конструирование. С помощью изобразительной деятельности ребенок воплощает в естественных образах, все то, что он познал ранее. Это является, своего рода, способом выражения своих мыслей.

Во время занятий изобразительной деятельностью дети знакомятся с новыми словами, учатся понимать, различать и, безусловно, использовать в своей речи слова, описывающие предметы и действия.

Необходимо, чтобы слово стало термином, и ребенок мог использовать его в повседневной жизни. С этой целью следует перевести слово в действие, создать определенную связь между термином и предметом, который это слово обозначает. С этим заданием отлично справляется изобразительная деятельность.

В связи с тем, что ребенок воспринимает предметы зрительно, ему тяжело связать термин и предмет, термин и действие. Помогает справиться с этой задачей самостоятельное взаимодействие ребенка с предметом. А именно, давая ребенку конкретный предмет и позволяя ему действовать с ним, причем проговаривая эти действия, новые слова и словосочетания запоминаются на много быстрее и лучше. Так же важно то, что ребенок действует с предметом самостоятельно, это увлекает его еще больше.

Значительно быстрее развитие речи происходит у ребенка во время продуктивной деятельности. Польза продуктивной деятельности заключается в том, что можно легко разыгрывать ситуации, которые являются хорошим стимулом для проявления активности, в том числе и речевой. С помощью проблемных ситуаций у ребенка тренируется коммуникативная активность речи.

Показать связь слова и предмета на много проще чем, связь слова и действия. Что бы объяснить какой предмет обозначает это слово надо просто показать ребенку этот предмет или просто использовать картинку. Проблемным становиться объяснить связь между словом и действием, через картинку. Занимаясь изобразительной деятельностью, этот процесс происходит естественным путем, так как ребенок самостоятельно выполняет определенные действия.

Мыслительные процессы ребенка дошкольного возраста очень конкретные, он мыслит образами, картинами. Из этого можно сделать вывод, что проблема развития речи и мышления тождественна проблеме представлений, т.е. восприятием чувствами. Отделенное от основы слово теряет смысл, заложенный в нем, а в некоторых случаях, приобретает сугубо индивидуальный, понятный только говорящему смысл, т.е. теряет свою функцию общения, взаимодействия. Язык, общение крепко связан с логикой. Но, не смотря на это, когда у ребенка происходит формирование долее общих, отстраненных понятий, все же имеет место чувственная основа. Это положение следует иметь в виду при воспитании и обучении детей младшего возраста, т.е. при начальном образовании. Это связано с тем, что по мере взросления ребенка на место чувств, приходит логика.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи