Формы воспитания детей, оставшихся без родителей

Проблема воспитания детей, оставшихся без родителей, сейчас очень актуальна. К сожалению, число детей-сирот растет. Вместе с тем, в настоящее время появились новые формы воспитания детей, оставшихся без родителей, при которых пытаются учесть особенности психологического развития детей в семье, и создать условия, максимально к ним приближенные.

По закону, над всеми детьми, которые остались без попечения родителей, устанавливается опека или попечительство. Опека устанавливается над детьми возрастом до 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

При воспитании детей в детском доме опекуном выступает государство. К сожалению, воспитание детей в детском доме само по себе имеет много недостатков и усугубляется издержками нынешней системы. В некоторых детских домах воспитывается более 100 детей. Такое воспитание меньше всего напоминает воспитание в семье, зачастую дети из детского дома не имеют представления о том, как выжить вне его стен. У них отсутствует формировка некоторых социальных навыков. Не смотря на то, что выпускники детских домов пытаются строить свои семьи, ни в коем случае не оставлять своих собственных детей, по статистике более 17% нынешних обитателей детских домов - представители 2 поколения оставшихся без родителей. В детских домах часто разрушаются родственные связи между братьями и сестрами: детей разных возрастов часто помещают в разные учреждения, одного из детей переводят в другое место в качестве наказания за плохое поведение или учебу. Братьев и сестер также могут разлучить при усыновлении одного из детей.

Существует такие формы воспитания детей, как семьи-попечители и приемные семьи.

Взятие на попечительство нельзя приравнивать к усыновлению ни в юридическом, ни в моральном смысле. Факт нахождения детей на попечительстве не освобождает их настоящих родителей от обязанности содержать детей. Попечителям выплачивается пособие на содержание детей, но при этом считается, что попечитель выполняет свои обязанности безвозмездно. Ребенок, находящийся на попечительстве, может проживать на собственной жилплощади или вместе со своими настоящими родителями. При назначении человека попечителем учитывается его моральный облик и отношения, которые сложились между опекуном и ребенком, а также между членами семьи опекуна и ребенком. Преимущество такого метода заботы о детях-сиротах в том, что попечителем стать гораздо проще, чем усыновить ребенка. Ведь иногда бывают такие случаи, когда семья не может взять ребенка из детского дома потому, что его настоящие родители не отказались от родительских прав на ребенка. С другой стороны, попечитель не всегда может оказывать достаточное влияние на ребенка и не может стать для него приемным родителем. Такая форма воспитания детей не подойдет людям, которые берут на воспитание ребенка, чтобы заменить отсутствие родных детей.

Приемные семьи были узаконены в 1996 году. При передаче ребенка в приемную семью, между приемной семьей и органом попечительства составляется договор о передаче ребенка. Приемные родители получают за опеку над ребенком заработную плату. Помимо этого для приемных родителей предусматриваются скидки на коммунальные услуги, отпуск повышенной продолжительности, льготные путевки в санатории и т.д. При этом приемные родители должны вести учет средств, выделяемых на ребенка, в письменной форме и предоставлять раз в год отчет по расходам. В приемную семью довольно трудно взять ребенка со слабым здоровьем, или ребенка-инвалида, потому что для этого нужно выполнить ряд обязательных условий в финансовом и бытовом плане. Тем не менее, приемная семья может быть для ребенка лучшим вариантом, чем детский дом.

Поскольку люди не так часто стремятся усыновлять детей или принимать их в свои семьи, а воспитание в детских домах стандартного типа имеет множество недостатков в педагогическом и психологическом отношениях, появился промежуточный вариант - SOS-деревни. Первая SOS-деревня была открыта в Австрии в 1949 году. Деревня - это детское учреждение из нескольких домов. В каждом доме проживает семья из 6-8 детей и «мать». Кроме «матери» у детей есть еще «тетя», которая заменяет мать по выходным и во время отпуска. Чтобы дома не выглядели одинаковыми, мать каждого дома получает деньги на его обустройство, и покупает все вещи в дом сама. Такая форма воспитания приближена к воспитанию в семье, но все же имеет недостаток - дети лишены отца. Это означает, что они не смогут получить психологические навыки в общении с мужчинами, и не будут видеть пример того, как мужчины ведут себя в повседневной жизни.

По отношению ко всем формам воспитания детей, оставшихся без родителей, усыновление или удочерение все еще остается приоритетной и самой лучшей для ребенка формой. При усыновлении между ребенком и усыновителями устанавливаются такие же юридические и психологические отношение, как и между родными родителями и ребенком. Оно дает усыновленным детям возможность иметь такие же условия жизни и такое же воспитание, как и в родной семье.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Формы воспитания детей, оставшихся без родителей