Варианты упражнений для развития мелкой моторики

Не так давно в Японии было замечено, что дети, которые с младых ногтей сидели за компьютером и учились писать с помо­щью клавиатуры, переста­ли разговаривать. Ученые увидели причину в том, что набор текста на клавиату­ре воздействует совсем не на те точки руки, которые имеют связь с ответствен­ными за развитие речи зонами мозга. А без стиму­ляции они не развиваются. Оказалось, что письмо ша­риковой ручкой и рисова­ние карандашом не такие уже и устаревшие и ненуж­ные занятия. Поговорим о значении мелкой моторики у детей и рассмотрим варианты упражнений для развития мелкой моторики.

Большое значение мелкой моторики

Под определением «мелкая моторика», о кото­рой так много пишут и так много говорят детские врачи, скрываются движения мелких мышц рук. Все твердят, что их нужно развивать. И совер­шенно справедливо. Потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев. Ведь ему нужно будет одеваться, рисовать и пи­сать, а также выполнять множество бытовых манипуляций.

Но мелкой моторике придают большое значение еще и потому, что она взаимо­связана с речью. Чем выше двигательная активность маленького человечка, тем лучше развита его речь. И наобо­рот, у детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук.

Дело в том, что в головном мозге человека цен­тры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся рядышком. И стимуляция одной зоны заметно отражается на развитии соседней. Поэто­му, обучая малыша речи, будет недостаточно со­средоточиться только на произношении. Парал­лельно нужно развивать ловкость пальчиков. Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рога­тая» - это не просто забавы для малышей, а очень полезная гимнастика для ручек. Что ни говори, наши пращуры были очень мудры, если, даже не обладая нынешними научными познаниями, они заметили взаимозависимость развития речи и мо­торики.

С пеленок и до полугода

Развивать моторику нужно начинать практи­чески с самого рождения. Кормите ли вы малы­ша, укладываете ли его спать, или же балуетесь в моменты его бодр­ствования, тихонеч- ко трогайте его пальчики, легонько потягивайте, совершайте каждым круговые движения. Этот своеобразный массаж и есть тренировка мелкой моторики в младенческом возрасте.

У новорожденного пальчики еще сжаты в кула­чок. С возрастом он их, конечно, разожмет, но в ваших силах ему в этом немного помочь. Гладьте его ладошкой свои лицо и волосы, пусть он трогает ваш нос и губы. Вкладывайте ему в ручку разные предметы с разной фактурой - резиновые ежики, меховые мячики и т.д.

К 3-4 месяцам координация малыша развива­ется настолько, что он уже может сам захватывать предметы. Он тянет свои ручонки ко всему, что только попадает в его поле зрения, - погремушке или мобильному телефону.

На этом этапе полезно учить ребенка нажимать ручками на кнопки или клавиши. Лучше всего для этого подойдет маленькое пианино: малышу будет интересно нажать на клавишу и в ответ на свое движение получить звук. На первых порах это мо­гут быть просто удары по клавишам.

С 6 месяцев до года

С 6 месяцев для укрепления мышц ладоней учите ребенка причесываться ручками без рас­чески. Просто возьмите детскую ручку, поднимите вверх и плавно двигайте ею вдоль головы вперед и назад, как будто малыш гладит себя хорошего. Это полезно тем, что при выполнении этого упраж­нения задействуются мышцы плечевого пояса, ла­доней, пальцев. В этом возрасте очень полезно между ладоней ребенка круговыми движениями катать грецкий орех по 3-4 минуты.

В 7-8 месяцев маленький исследователь учит­ся ломать, разбирать игрушки, шуметь предмета­ми и хлопать в ладоши. Давайте ребенку в руки крупные яркие игрушки, затем более мелкие, для того чтобы он их перебирал. Так же для развития тонкой моторики руки всегда подойдут всенарод­но любимые игры «Сорока-белобока», «Ку-ку», «Коза-рогатая».

Около 10 месяцев дите начинает переворачи­вать все, что попадается под руку, будь то короб­ка с игрушками или пакет с крупой, и высыпать содержимое на пол. Вдоволь натешась, к концу первого года ребенок наконец-то начинает ис­пользовать предметы по их прямому назначению: из ложки кушать, а по телефону набирать номер и разговаривать. Можно купить ему игрушечный телефон, чтобы он учился нажимать на разные кнопочки. Начинайте учить ребенка держать лож­ку и чашку. Знакомьте его с карандашом и учите рисовать каракули.

В этом возрасте интересны не только специаль­но предназначенные игрушки, а также всяческие мамины баночки, сумочки и косметички. Поэтому подготовьте специальные баночки, которые по-разному открываются и закрываются, кошелечки или сумочки с разными кнопками и молниями. Желательно, чтобы это все-таки не были вещи повседневного употребления, бывающие с вами в магазинах, поликлиниках, общественном транс­порте. Не забывайте, что малыш все норовит по­пробовать «на зубок».

От года до двух

Чтобы развить пальчики ребенка, достаточно и 5-10-минутных упражнений, но они должны быть регулярными. Полезны такие занятия, как плете­ние, лепка из пластилина, игры с конструктором, мозаикой, разрывание бумаги на части, рисова­ние карандашами и пальчиковыми красками.

В этом возрасте малыши стараются быть по­лезными мамам. Поэтому, чтобы заинтересовать своего карапуза, попросите его помочь вам пере­брать разноцветную фасоль, которую вы предва­рительно смешали. Тот же фокус можно прово­дить с горохом, орехами.

Можно предложить ребенку ложечкой пересыпать сахар или манку из одной чашки в другую. Если это будет для него тяжело,пусть перекладывает ручками фасоль или горох из одной тарелочки в другую.

После полутора лет можете ставить перед своим чадом более сложные задачи: застегива­ние пуговиц, завязывание и развязывание узлов, переливание воды из емкости с узким горлышком в емкость с широким горлышком. Полезным будет вылавливание игрушек из тазика с крупой или пе­ском.

В общем, чем больше умеет малыш, тем больше перед вами открывается возможностей его раз­вивать. И, конечно же, не забывайте про всеми любимые потешки.

Рассказывая их, научите ребенка поочеред­но загибать пальчики:

Этот пальчик — в лес пошел,

Этот пальчик — гриб нашел,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

Какой пальчик растолстел, вы, думаю, поняли. Классикой жанра считается и веселый стишок о семье:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папенька,

Этот пальчик - маменька,

Этот пальчик - Коленька (Оленька, Ирочка, Са­шенька и т.д.)

А с этой потешкой задание немного усложнит­ся. Вместо простого загибания пальчиков пооче­редно соединяйте большой палец с каждым из пятерни:

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел!

От двух до трех лет

Почаще играйте с ребенком в мяч - это очень ценный тренажер для ручек. Мячом можно вы­бивать игрушки, целиться в корзину, катать по прямой, бросать снизу вверх, назад, играть в футбол.

Полезно возиться с сыпучими материа­лами, например, с песком. Но если за окном зима или дождь, то поход в песочницу мож­но заменить игрой с крупами, макаронами, бусинками. Их можно пересыпать, пере­кладывать руками или ложкой, засо­вывать через узкие горлышки в бутылки и банки, расклады­вать в ячейки для яиц. Ясное дело, что бдительность тут на первом месте. Вспомните, что пишут на игрушках из киндер-сюрпризов! То-то же. Если вы наблюдаете стойкую тенденцию мелкие предметы засовывать в рот или в нос, воз­держитесь от игры. А лучше пусть малыш играет под вашим присмотром. Самостоятельно он будет осваивать более безопасные вещи.

Каляки-маляки и не только

Рисование в этом возрасте сводится к тому, чтобы, кроме произвольных каляк-маляк, малыш учился дорисовывать простейшие недостающие элементы нарисованной вами картинки. Напри­мер, у двух человечков или зверюшек улетели воздушные шарики, а малышу нужно их соеди­нить - «привязать» ниточками. Желательно, чтобы ниточки уже были нарисованы бледным цветом, чтобы ребенку было понятно, что и как рисовать.

Можно предложить ему дорисовать дождик, который льется из тучки, лучики солнца, волосы человека, стебельки цветочков, «походить» ки­сточкой с темной краской по белому снегу (листу бумаги). Нарисуйте волны в море и предложите малышу дорисовать их еще.

Всегда интересно поиграть в «прятки» на бу­маге. Для этого нарисуйте или наклейте наклейки, например, волка и зайчика. Зайчик очень боится волка и малышу нужно его спрятать - закрасить как можно гуще, чтобы волк его не нашел. Пря­тать можно что угодно: ребенка от мух, зайчика от охотника и т.д.

Пальчики-мальчики

Обратите внимание, что даже в быту совер­шенно непроизвольно можно разглядеть массу интересных и полезных вариантов упражнений для развития мелкой моторики. Например, у вас рассыпались бусинки или крупа. Не спешите убирать сами, по­зовите на помощь своего сорванца, пусть потре­нируется их собирать. Точно так же при случае просите его собрать с пола соринки, открыть по­чтовый ящик ключом, смотать нитки в клубок, на­чистить обувь губкой, вытереть пыль, перевернуть страницу книги. Будьте терпимы к неловким дви­жениям - в том-то и смысл ваших действий.

После 2,5 лет вместо потешек начинайте разучи­вать упражнения для пальчиков. Покажите ему, как с помощью 5-10 пальцев можно изобразить много чего интересного: указательный и средний пальцы «бегают» по столу - это человечек, а если из кулачка показать указательный палец и мизинец, то получит­ся коза. Здесь уж ваша фантазия может придумывать различные всевозможные сюжеты пальчиковых игр. «Человечки» могут бегать наперегонки, танцевать, ходить по клеточкам. Вспомните, как вы в детстве играли с тенью на стене, показывая пальцами со­баку, зайца, лебедя. Малышу также будет забавно научиться делать очки из большого и указательного пальцев обеих рук.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Варианты упражнений для развития мелкой моторики