Первые уроки рисования для маленьких детей

Пока ребенок еще совсем маленький, работать карандашом или фломасте-ром ему не по силам. Поэтому для первого знакомства с миром ис-кусства лучше использовать краски. Палец - первый и самый удобный ин-струмент для творчества. Трудно пе-редать, какой восторг испытывает годовалый малыш, запустив пальчики в баночку с краской и с любопытством наблюдая, как яркие струйки стекают на бумагу, хлопая по цветным пятнам ладошкой, размазывая краску по листу. И это не просто первые уроки рисования для маленьких детей. Игры с красками способствуют развитию цветовосприятия, сенсорики и мелкой моторики, помогают формированию скоординированной работы руки и глаза...

Очень быстро малыш поймет, что яр-кие пятна и загогулины, которые оста-ются на бумаге, - плоды его деятель-ности, и будет пытаться действовать целенаправленно, а это уже начало творчества. Чтобы игры с красками способствовали дальнейшему развитию мелкой моторики, уже с года нужно приучать малыша пользоваться при рисовании не только пальчиками, но и кистью. Попробуйте выбрать большую кисть как можно более мягкую. Затем обрежьте её ручку, пусть ребёнку будет удобнее её держать. А кончик прикройте резиновой соской, исключив возможность пораниться острым концом. Удобно в каждую бан-ку с краской поставить отдельную ки-сточку. Так краски не испачкаются. В первое время не давайте ребёнку много красок сразу. Когда обмакнёте кисточку в краску - не забывайте называть её: «это красная краска». Повторяйте это еще несколько раз: "Вот как красиво Ваня рисует красной краской» и т д. Чуть позже предложите юному художнику выбор: «Какую краску ты хочешь взять: красную или жёлтую?» Ребёнку можно предлагать сразу целую коробку, лишь когда он легко научится управляться с двумя-тремя красками. Не следует забывать: маленьким детям можно покупать только неток-сичные безопасные краски. Только они специаль-но предназначены для детского творчества.

Карандаш или фломастер?

Работать мелками, цветными каран-дашами и фломастерами маленькому ребенку довольно сложно: чтобы провести линию требуются существенные усилия, а движения должны быть более точными и четкими. Поэтому начинайте предлагать их лишь тогда, когда малыш немного освоится с краска-ми и кисточкой.

Многие родители полагают, что рисо-вать фломастерами не так полезно, как красками или карандашами. Это неверно. Фломастерная линия четка и лаконична, она позволяет быстро и без особых усилий создать яркий, выра-зительный рисунок. Самым малень-ким покупайте толстые нетоксичные маркеры.

Цветные карандаши и восковые мел-ки маленьким детям обычно нравятся меньше, так как рисовать ими слож-нее. Но именно они максимально спо-собствуют развитию тех мельчайших мышц и связок, которые участвуют в процессе рисования и письма. Давать детям цветные карандаши имеет смысл ближе к двум годам, когда мел-кая моторика будет уже достаточно сформирована. Покупайте карандаши с ярким, мягким грифелем. Очень по-лезно приучать малыша рисовать спе-циальными трехгранными каранда-шами: это позволяет сформировать правильную постановку руки, что бу-дет очень важно в дальнейшем, при обучении письму. Для мелков самое важное - яркость цветов и мягкость. Старайтесь выбирать качественные мелки, сделанные на основе натураль-ного воска.

Этапы большого пути

Детский рисунок отражает глубинный и сложный процесс познания себя и окружающего мира, становление лич-ности малыша. Хаотичные линии пре-вращаются в волнообразные кривые, точки и палочки лишь к двум годам. У маленько-го художника в голове идет напряженная работа: он устанавливает связь между движениями руки и нарисованными на листе «загогулинами». Эксперименты становятся творчеством: кроха начинает осознавать свои произведения. Вот побежала кошка, а это едет большая машина.

Не за горами и еще одно открытие: оказывается, нарисованный кружок похож на голову! И стоит только пририсовать ручки, глазки, ножки, то выйдет настоящий чело-вечек. Так на свет появляется «головоног», ко-торый становится очень важным этапом детского са-мопознания. Постепенно головоножка обзаведется волосами, пальчиками на руках, а потом появится и туловище: сперва просто палка, затем и огуречик. Потом девочки будут наряжать человечков, а мальчики - вручать им оружие: пис-толеты, мечи и луки со стрелами.

Не стоит на этом этапе спрашивать, почему папа получился без животика, а у мамы совсем нет ушек. Помните: малыш вовсе не стремится отображать реальность. Он трудится над созданием собственного мира, который будет постепенно становится шире и сложнее. Ближе к трем годам малыш ощущает себя настоящим волшебником. Ведь только по манове-нию его руки скучный альбом-ный лист превращается в чудес-ную страну, переливающуюся всеми цветами радуги. Между землей и небом - воздушная легкость, напол-ненная разнообразной живностью: птицами, людьми, улыбающимися ко-тами и псами.

В понятии маленького ребёнка картина - это не столько «отображение» того или иного предмета, сколько некий символ, смысл ко-торого гораздо более широкий и глубокий. Именно поэто-му ребенок располагает в центре рисунка на переднем плане самое для себя главное (любимую игрушку, объект своих страхов или само-го себя). В общем то, что достойно особого внимания, рисуется более крупно, выделяется ярким цветом. Так что не стоит особенно удивляться, если котёнок, о котором мечтает ваш ма-лыш, будет выше мамы и ярко-красного цвета.

Можно ли научить рисо-вать

Вторгаться в тонкий, сложно организованный мир детского рисунка с нашими «взрослыми» критериями не только не нужно, но и опасно. Так мы рискуем нарушить интимный и тонкий процесс творчества. Рисую ребенку совсем не нужен учитель. Ему нужен подмастерье, который подаст новый лист бумаги, поменяет воду, по-точит карандаш, выслушает захватывающую историю, дополняющую картину.

Если малыш спрашивает, как ему на-рисовать тот или иной предмет, не по-казывайте готовых схем, а предложи-те представить, из чего он состоит, понаблюдать за ним. В итоге набросок, который сделает он сам, в сотни раз оригинальнее, чем застывший, мерт-вый шаблон.

Никогда не требуйте, чтобы ребёнок рисо-вал в соответствии с канонами акаде-мического рисунка: соблюдал законы композиции, перспективы, сочетания цветов.

Вы удивитесь, но раскраски очень вредны! Дети усваивают готовые приемы и пы-таются воспроизвести их в своих ра-ботах, привык-нув раскрашивать готовые картинки. В итоге рисунки моментально утрачи-вают непосредственность и индивиду-альность. Раскраски еще пригодятся вашему ребенку, но гораздо позднее: при подготовке к школе.

На чем рисовать

Когда малыш осваивает краски, луч-ше всего посадить его в высокий стульчик и предложить рисовать пря-мо на приставном пластиковом столи-ке. Многие мамы советуют устраивать игры с красками в ванной. Кафель, ванну и самого художника можно бу-дет сразу отмыть.

Фломастерами и мелками лучше все-го рисовать на разложенных на полу больших листах бумаги. Очень удоб-но использовать дешевые обои. После двух лет переходите от безгра-ничных рулонов к листам формата A3, чтобы у ребенка формировалось пред-ставление о композиции. Полезно предлагать время от времени бумагу разных оттенков и фактуры, но все же большинство детей в качест-ве основного материала предпочитают простую белую бумагу. На определенном этапе все дети рису-ют на обоях. Бороться с этим беспо-лезно. Лучше на время периода «на-скальной живописи» завесьте стены в детской листами ватмана.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Первые уроки рисования для маленьких детей