Актуальные проблемы психологической готовности дошкольников к школе

Сегодня готовность дошкольников к новому периоду в их жизни - очень важная проблема. Актуальные проблемы психологической готовности дошкольников к школе обсуждаются на разных сайтах, исследуются психологами и педагогами. В редакции журналов поступают различные письма по этому поводу, обусловленные боязнью родителей за своего ребенка: а что, если он не готов школе? Или ребенок запуган и боится, или у него отсутствует любая мотивация к началу учебного года, или возникают проблемы со сверстниками… Мы попробуем разобрать актуальные проблемы психологической готовности дошкольников к школе, разобрать их причины, сущность, какие категории должны быть для полной готовности, какой риск возникновения проблем и как их обезвредить?

Сначала рассмотрим проблемы, которые возникают в этот период, ведь поступление в школу - это новый период в жизни каждого ребенка, часто переломный, по той причине, что он несет за собой испытания адаптивных возможностей ребенка.

Под адаптивными возможностями мы понимаем способность к приспособлению, потенциал ребенка к учебе и общению, совокупность факторов его готовности. Новый коллектив, новый стиль поведения, новые условия и правила, занятия и режим, при которых детский организм мобилизует систему адаптивных реакций. Проблема адаптации к школе сейчас стоит очень остро, поскольку с каждым годом наблюдается все более низкий показатель адаптации.

На него влияют такие факторы, как биологический (травмирующее действие микросреды, наследственный умственный потенциал, здоровье малыша), социальный, психологический (личностный) и другие. Заметьте, что мы рассматриваем и личностный фактор, ведь многие считают, что маленький ребенок - это еще не личность, и это не так, ведь к 6 годам личность ребенка уже формируется, в течение следующего времени она может немного изменяться, совершенствоваться. Большинство из своих черт характера ребенок перенимает от родителей, поэтому вы можете подавать ему хороший пример, предоставлять ребенку возможности к общению.

Уметь адаптироваться в обществе, среди новых групп, ребенок может, научившись ранее общаться в разных социальных группах: в детсаде, со своими друзьями, соседями, мальчиками и девочками кружка, на который он ходит. Предоставляйте ребенку больше возможности общаться, ориентировать свои способности не только на себя, но и на других, учиться нормам поведения, заводить новые знакомства и вести себя среди них. Если у него будет много друзей и знакомых, ему будет легко общаться с одноклассниками, и проблем с коллективом возникнуть не должно, как и боязни по этому поводу.

Предлагаю рассмотреть некие типирования и классификацию психологической готовности к школе, разработанную психологами. Ее можно разделить на такие, как личностная, волевая, социально-психологическая, интеллектуальная, речевая, физическая. Личностная готовность - это готовность ребенка принимать новую социальную роль, и выражается она в отношении ребенка к учителям, школьникам. Здесь так же важно рассматривать его отношение к самому себе, родителям.

Волевую готовность еще называют мотивационной, она предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Ребенок должен хотеть поступить в школу, и для этого родители должны всячески настроить ребенка, предоставить ему всю важную информацию, подготовить его эмоционально. У ребенка должно быть сформировано желание. Если вы не наблюдаете этого в нем, то его мотивацию к школе можно развивать игровыми способами, подготовьте его к школе самостоятельно, представив ему некоторые поверхностные ее отличия. Ребенок должен уметь ставить цель и добиваться ее, желать чего-то и уметь разрабатывать некие планы достижения своей цели. Вы можете мотивировать ребенка добиваться их, давая награды за успехи, например за изучение новой таблицы, успехи в чтении или эрудиции. Объясните ребенку важность школы, покажите ее хорошие стороны, вызовете в ребенке жажду новых открытий, которые принесут ему много увлекательного и полезного.

Социально-психологическую (коммуникационную) готовность можно развить, позволяя ребенку много общаться со сверстниками, учителями. Это его умение вести себя, и говорить. Здесь важен и речевой фактор - правильное произношение, умение вести беседу, задавать вопросы и отвечать на них. Тренируйте ребенка пересказыванием сказок или отдельных текстов, потом попросите составить какие-либо вопросы из этого текста и самому дать на них ответ, потом вопросы задавайте сами.

Интеллектуальная готовность - это тот минимальный уровень, которого ребенок должен достичь перед школой. Поэтому, вы должны как можно больше времени проводить с ним, учить его говорить, читать, считать, анализировать, рассказывайте ему интересные факты, развивайте его способности, в том числе и творческие. Вы можете отдать ребенка на танцы для специальных дошкольных групп, учить его музыке. Очень полезной методикой будет обучать ребенка рисовать, а также мотивировать его к этому. Даже если у вашего ребенка нет особых задатков к рисованию, и он не станет великим художником, рисование красками - это действующая психологическая методика, которую также называют арт-терапия. Ребенок может выразить себя и свои чувства, и расслабиться и познавать свои способности, рисуя.

Физическая готовность выражает пропорциональное развитие ребенка - рост, телосложение, общее физическое развитие, здоровье ребенка. Для того, чтобы ребенок имел хорошее здоровье, позаботьтесь о его питании, активности - ему нужно много двигаться, гулять на свежем воздухе, научите его также утренней зарядке, она пойдет ему только на пользу.

Несмотря на то, что актуальные проблемы психологической готовности дошкольников к школе - распространенная вещь, которой боятся многие родители, ребенка целиком можно подготовить к новому этапу жизни. Сотрудничайте с психологами и самым ребенком, заботьтесь о нем и его развитии во всех сферах, помогайте ему, поддерживайте, дарите любовь и внимание, тогда ваш ребенок будет хорошо развит и готов к новому этапу в его жизни.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Актуальные проблемы психологической готовности дошкольников к школе