Как хорошо, что мир вокруг нас наполнен звуками, голосами, музыкой... Что вы слышите сейчас? Возможно, рядом переговариваются ваши близкие, за окном раздаются птичьи трели, доносятся с площадки детские голоса или в листве шумит дождь... Слух - величайшее благо для человека, он украшает и оживляет нашу жизнь. А если говорить строго, слух - это функция организма, обеспечивающая восприятие звука.
Слуховая чувствительность (острота слуха) определяется величиной порога слышимости. Слух считается нормальным, если мы слышим шепотную речь на расстоянии 6 метров, разговорную - дальше 6 метров. В последнее время в стране по невыявленным до конца причинам наблюдается понижение слуха (ту-гоухость) среди разных возрастных групп. По статистике, более 6% на-селения страдает нарушением слуха различной степени. Несвоевремен-ное выявление таких нарушений, за-поздалое обращение к врачу неред-ко ведет к частичной или даже пол-ной потере слуха. Итак, нарушения слуха у детей и методы их коррекции - тема разговора на сегодня.
Если говорить о взрослом человеке, то глухота - это ограниченная трудоспособность вплоть, а иногда и полная инвалидность, трудности с общением с людьми. Еще более серьезны последствия сниже-ния слуха для маленьких детей. Им только предстоит учиться правильно говорить, подражать при этом услышан-ному от взрослых. Вот почему наличие хорошего слуха - одно их обязательных условий нор-мального психоречевого развития ребенка. Слабослышащему ребенку часто приходится отставать от сверстников в плане ум-ственного развития, он испытывает трудности с обучением в школе, его неминуемо преследуют сложности с общением, с выбором профессии.
Из-за чего теряется слух
Врачами различаются разные типы нарушений слуха у детей: глухота врожденная и приобретенная. Причин, приводящих к приобре-тенной тугоухости, довольно много, причем самых разных:
• инородные тела наружного слухо-вого прохода и серные пробки;
• заболевания полости носа и носо-глотки (аденоиды, острый и хрониче-ский ринит, острый и хронический синусит, поллиноз, искривление пе-регородки носа);
• воспалительные и невоспалитель-ные заболевания перепонки и слухо-вой трубы;
• травмы наружного слухового про-хода и барабанной полости;
• некоторые инфекционные заболе-вания, в результате которых проис-ходит снижение слуха;
• аллергические заболевания и со-стояния;
• общесоматические заболевания (сахарный диабет, патология почек, крови и др.), на фоне которых может произойти изменение слуха;
• применение некоторых антибиоти-ков (неомицин, канамицин, стрепто-мицин, мономицин и др.), а также не-которых мочегонных средств;
• наследственная патология;
• воздействие промышленных, бы-товых и транспортных шумов, вибра-ция;
• сосудистые нарушения;
• интоксикация (окисью углерода, ртутью, свинцом и т.д.);
• длительное пользование ушными микрофонами;
• ряд возрастных атрофических изме-нений во внутреннем ухе и в цен-тральных отделах слухового аппара-та и т.п.
Как распознать тугоухость
Широкая распространенность за-болеваний, сопровождающихся нарушениями слуха, требует свое-временной диагностики и наличия надежных методов исследования. Сегодня распознавание ту-гоухости осуществляется:
• методом тональной аудиометрии - когда измеряются пороги слы-шимости на различных частотах;
• с помощью речевой аудиоме-трии - определение процента разборчивой речи;
• с помощью камертона - этот старинный способ не утратил своего значения и в наши дни.
Методы коррекции нарушений слуха у дете
Лечение тугоухости и сегодня ос-тается весьма сложным делом. Что касается современных слухо-улучшающих операций, то они эф-фективны лишь при тугоухости, возникшей в результате заболева-ния отосклерозом, алгезивным средним отитом, хроническим гнойным отитом у детей с наруше-ниями слуха, впервые выявленны-ми. Что касается лечения нейро-сенсорной тугоухости, медицина не сделала в последние годы серьез-ных шагов вперед, и медикаментоз-ное лечение невритов слуховых нервов по-прежнему остается ма-лоэффективным.
К врачу как можно раньше
Наука доказала и практика подтвер-дила, что нарушение слуха у детей необходимо диагностировать в пер-вые месяцы жизни, чтобы провести реабилитационно-восстановитель-ные мероприятия в наиболее чувстви-тельные периоды развития слуха и речи. Одним из надежных способов сегодня является коррекция слуха с помощью слухового аппарата.
Несколько десятилетий назад, когда качество первых слу-ховых аппаратов оставляло желать лучшего, у пациентов сложилось мнение, что они вредны. Действи-тельно, те аппараты сильно искажали звук, шумели, их нельзя было настраивать согласно индивидуальных особенностей человека. Однако с той поры наука сделала шаг далеко вперед. В наше время слуховой ап-парат - это сложнейший микро-электронный прибор высочайшего качества, который успешно компенсирует практически любую степень потери слуха. При всем разнообразии моделей можно с достаточной точностью производить процедуру первичного выбора аппарата. Благодаря на-стройке его амплитудно-частотных характеристик обеспечивается опти-мальный уровень усиления и разборчивости звука.
Современный слуховой аппарат состоит из микрофона, восприни-мающего и преобразующего окружа-ющие звуки в электрические сигна-лы, электронного усилителя, регуля-тора громкости и тембра, источника питания (аккумулятора или элемен-та) и телефона, преобразующего усиленные электрические сигналы в акустические.
Правильно подобранному слуховому аппарату под силу способствовать развитию остат-ков слуха. Он как бы тренирует слуховые анализаторы, включает их централь-ные отделы в коре головного мозга, и приносит ребенку только пользу.
Как подбирать слуховой аппарат для ребенка
Чем раньше слабослышащему ребе-нку представится возможность пользования слуховым аппаратом, тем лучше. Сразу после обнаружения врачом у него нарушений слуха, родители должны незамедлительно обратиться к сурдологу и получить консультацию в кабинете слухопротезирования. Нельзя откла-дывать это дело надолго под предло-гом, что ребенок еще маленький, нужно дать ему немного подрасти.
Обязатель-ный этап развития речи у малыша с нормальным слухом - период пассивного ее восприятия, когда ребенок только может слушать, но не говорить. Подобный период длится 18 меся-цев с момента рождения и врачи на-зывают его "воз-раст слуха". Если у ребенка понижен слух, то он не будет иметь возможности разли-чать и запом-инать отдель-ные отрезки элементов речи и со временем совсем прекратит на нее реагиро-вать. При этом может произойти полное исчезновение неиспользованных остатков слу-ха. Чтобы это предотвратить, нужно с помощью слухового аппарата произвести увели-чение громкости речи, чтобы дать ребенку возможность нормально воспринимать ее.
Однако не всем слабослышащим детям показаны слуховые аппараты. Нельзя, например, их использовать при некоторых психоневрологиче-ских заболеваниях (например, при эпи-лепсии или судорожных синдромах), если есть заболевания органов слуха и выраженные нарушения вести-булярной функции, а также при наличии воспалитель-ных процессов в ухе и т.д. Этот во-прос решает только врач.
Слуховой аппарат подбирается ин-дивидуально для каждого слабослы-шащего ребенка с учетом его осо-бенностей и данных аудиометрического обследования. Главное, чтобы аппарат помог ребенку осуществлять восприятие речи по возможности в полном объеме и максимально разборчиво.
Услышать многозвучье мир
При нарушениях слуха у детей методы их коррекции могут быть различны. Слухопротезирование детям спе-циалисты рекомендуют осущест-влять с помощью двух аппаратов - так называемого бинаурального проте-зирования. Оно облегчает определе-ние направления звука, что исключительно важно - ребенку нужно знать, откуда может появиться транспорт, где именно стоит зовущий его человек и т.д.
Возможность качественного анализа поступаю-щей информации бывает лишь только если есть два равноценных "при-емника". По результатам многочислен-ных исследований было установлено, что благодаря би-науральному протезированию дети лучше различают окружающие звуки и, что очень важно, челове-ческую речь.
Ребенку необходим и так называ-емый индивидуальный ушной вкла-дыш (ИУВ), т.к. стандартный, приме-няемый взрослыми, ему не подходит. ИУВ может полностью повторить контур детского слухового прохода, что обеспе-чивает герметичную, комфортную и на-дежную фиксацию в ухе. Современ-ные технологии позволяют изгото-вить мягкий и твердый вкладыш из самых различных специальных материалов. А при отсутствии ИУВ может произойти снижение к минимуму эффекта от слухопротези-рования, если даже слуховой аппарат самого высокого качества.
Родители должны понять и осознать, что слуховой аппарат создан, чтобы быть постоянным спутником ребенка с по-ниженным слухом. Аппарат необхо-димо надевать сразу же, как он прос-нется поутру, не снимать в течение всего дня и только перед сном расставаться с ним. Только так у ребенка будет возможность привыкнуть к аппарату, научиться пра-вильно обращаться с ним. В этом случае аппарат превратится в верно-го помощника растущего человека.
Внимание, только СЕГОДНЯ!