Сначала венчание, а потом свадьба

Венчание происходит от слова - венок. Священники раньше при венчании в церкви клали на головы молодых венки из барвинка, а затем начали класть венки, изготовлены из металла, чтобы дольше служили.

И это вовсе не венки, они никак даже не похожи на украинские веночки из цветов. Это короны, больше похожи на византийские митры, помпезные и какие-то неуместные при венчании.

Сама суть заключения брака основывается на согласии молодых соединить свои судьбы. Это называется присягой. Она дошла до нас еще с языческих времен. Собственно, присяга была квинтэссенцией всего процесса заключения брака. Молодежи в присутствии родителей, родных, знакомых присягали друг другу на верность. Церковь не могла пренебречь таким важным ритуалом, который влиял на поведение, сознание людей. После того, как молодые пары стали венчаться в церкви, присяга стало обязательным ритуалом брачной церемонии. Это была специфика именно православной церкви. Здесь нужно заметить, что православная церковь за долгие годы своей самостоятельной жизни (хотя официально она принадлежала Русской православной церкви) приобрело многих признаков, которых не знали другие церкви. Эти особенности отразились в богослужебных книгах, обрядах и праздниках церкви.

Богослужебные, да и вообще церковные тексты постоянно изменялись и почти никогда не имели какого-то определенного единодушия. Это касается и обряда таинства брака. Еще в старых греческих текстах нет полного единодушия - в них содержатся иногда противоположные по идее высказывания. Так и в требниках, производившихся в разных уголках Украины. В старых украинских требниках указываются два этапа присяги. Первый - обручение (обручення) и венчания.

По 93-м правилом шестого Вселенского Собора, тот, кто заручился, должен уже и венчаться. А если бы кто обвенчался с девушкой, которая была обручена с другим, то «да подлежит вине прелюбодеяния». Иногда под многими влияниями все-таки давалась свобода молодым расходиться даже после церковной помолвки. Расходились не только после помолвки, но и после венчания. Как мы уже упоминали ранее, это случалось 1774 года, когда Синод Русской православной церкви соединил обручение и венчание в один обряд, который стали проводить в день свадьбы.

Обычай присягать в Украинской православной церкви пользовался уважением. Без него венчания не считалось законным. А все потому, что этот обычай - народный, и поэтому он имел большую силу и авторитет. В метрике Шумлянского от 1687 в конце четвертой книги приводится текст присяги, а под ним примечание: «Без сея же присяги малженство важное быть и не может». Этот обряд находим по всем давних украинских требниках, начиная с 1646 года как Львовского, так и Киевского изданий. В московских требниках клятвы нет.

О таких «вольности» малороссов донесли русскому царю Петру I, а он обязал Священный Синод пристально следить, чтобы в киевских церковных книгах не было никаких отличий от московских. Этот приказ, датированный 5 октября 1720, и был реальным началом уничтожения

обычных особенностей в украинской православной церкви. С этого времени требники печатаются в уже по московским образцам, из них выпадает такой важный обряд на венчании, как присяга. Зато во львовских требниках, куда не мог достигнуть строгий царя, обычай присяги остался до наших дней. В Галичине и сегодня во время венчания молодые присягают друг другу на верность. Стихийно восстановился этот обряд и на Волыни. Бабушки, которые помнят его, часто просят священнослужителя: «Венчают детей с присягой, чтобы супруги крепче было».

Эта форма присяги интересна тем, что она определенно свидетельствует о демократический дух заключения брака. В то время, когда каноническая церковная идея утверждает, что женщина является рабыней мужчины, в Украине и России молодежи на присяге обещают: «Я беру тебя помощницей», - клялся молодой, так же и она говорила: «Я беру тебя помощником». Так сходятся двое молодых и присягают друг другу как равный равному, сходятся для того, чтобы всю жизнь оставшуюся жизнь помогать друг другу и присягают не только на это, но и на то, что «времени счастливой и несчастной никогда не опускать тебя до смерти твоего или моего». Это уже высокое гражданское понимание самой сути заключения брака, главнейших обязанностей супругов. Все это свидетельствует о высоком уровне культуры нашего народа с древних времен.

После присяги молодых венчают. Когда они оба отвечают утвердительно, старший боярин и дружка расстилают перед ними на полу свадебный рушник. Знайте, на полотенце могут быть вышиты разные цветы или узоры, всякими цветами, кроме черного.

Молодые после венчания приходят домой к молодой. В отдельных случаях на воротах, преимущественно на пороге дома их встречают родители. Мать осыпает молодоженов зерном и целует обоих.

Дети благодарят. Целуют мать. Далее отец наливает молодым по рюмке, пока они пьют, он их наставляет, желает долго и мирно жить. Молодые благодарят и целуют отца. После этого родители дарят молодоженам иконы, которыми их благословляли. Они целуют иконы и благодарят родителям.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Свадьба

Похожие

» » » Сначала венчание, а потом свадьба