Если ребенок не говорит в 2 года

В ситуации, когда у малыша 1,5-2,5 лет отсутствует активная речь, перед
родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать
специальные логопедические занятия или стоит подождать?
Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его
сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в
речевом развитии. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что
«мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а
потом заговорит», и т.п.
Часто и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это
можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый
специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься
с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5-5 лет, поведе-
ние которого уже в достаточной степени произвольно.
На наш взгляд, в случае отсутствия активной речи у малыша 1,5-3 лет
необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов — логопеда,
психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОР), провести ряд медицинских
исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.). Наблюдения
специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить
характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины
возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным
организовать адекватную помощь ребенку.
В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним
проявлениям еще не дифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но
нарушение развития речи в той или иной степени сопровождает любой дефект.
Организация наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут
дифференцировать нарушение речи от других нарушений (задержка психического
развития, олигофрения, нарушения слуха, аутизм), поставить более точный диагноз.
Логопедические занятия с детьми раннего возраста
Обычно на консультации у логопеда или в процессе логопедических занятий с
детьми раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи ребенка на ближайшую и отдаленную перспективу. Насколько возможно составить точный прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с нарушением
речи разной степени сложности уровень общего и речевого развития может
выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи ребенка
можно составить только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего
логопедического воздействия.
При проведении систематических логопедических занятий часть детей,
имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте,
могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи
сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей
даже в ходе систематических занятий оказывается не способна полностью преодолеть
свою речевую недостаточность, в школьном возрасте у них возникают проблемы с
усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия). В первом случае можно
говорить о задержке речевого развития (ЗРР), во втором случае — об общем недораз-
витии речи (ОНР).


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Разное

Похожие

» » Если ребенок не говорит в 2 года