Основные черты и качества лидера

В XXI веке вопрос Родиона Раскольникова «Тварь ли я дрожащая или право имею?» опять обретает актуальность. Но не в смысле, можно ли порешить старушку, Боже упаси! Сегодня этот вопрос приобрел буквальное значение: имею ли я право быть собой, управлять своей судьбой, творчески самореализовываться? Быть ведущим, а не ведомым по жизни? И самое главное - как это право получить? Освоив основные черты и качества лидера, можно достичь неимоверного успеха в профессиональной деятельности.

Имитаторы и инициатор

Считается, и психологические исследования это подтверждают, что подавляющее большинство людей (95 %) являются имитаторами или ведомыми и только около 5% - инициаторами, ведущими. Если вспомнить, что нас много, а начальник один - такое соотношение не вызовет сомнения. Распределение ролей на ведущих и ведомых - это не плохо или хорошо, а всего лишь два типа мышления и поведения, обусловленные наличием у человека основных черт и качеств лидера. Склонность к первому или второму типу закладывается с детства. Быть ведущим - значит быть активным, лидером. Сущность ведущего подразумевает низкую степень консерватизма, большую готовность к риску, более быструю адаптацию, высокий уровень ответственности. Быть ведомым - значит, занимать пассивную позицию, доверять и соглашаться, отдавать право решений или выбора другому. Ведомые люди менее адаптивны и менее самостоятельны, нежели ведущие, более зависимы от близких людей или начальства.

Почему же основная

масса предпочитает подражать, имитировать, идти за кем-то? Большинство из нас считает свое поведение правильным, если видит других людей, ведущих себя аналогичным образом. Мы автоматически допускаем, что если множество людей делают одно и то же, то они, должно быть, знают нечто такое, чего не знаем мы. В каком-то смысле это поведение связано с инстинктом самосохранения. Кстати, наша склонность к подражанию проявляется даже на физиологическом и эмоциональном уровнях. Вспомните, каким заразительным бывает вид зевающего или смеющегося человека. И как сложно удержаться, чтобы не зевнуть или не засмеяться вслед за ним.

«Заражение» бывает столь сильным, что иногда ведет к чудовищным последствиям. Например, в конце XIX века в одном французском пансионе повадились одна за другой вешаться барышни. Причем сводили счеты с жизнью они почему-то исключительно на крюке в ванной комнате. Эпидемия самоубийств продолжалась до тех пор, пока кто-то не догадался вынуть заманчивый крюк из стены: почему-то другие способы умереть девушкам показались менее привлекательными, и надо надеяться, что они дожили до глубокой старости.

Склонность человека к подражанию используют психологические спекулянты разных уровней. Так, профессиональные нищие «солят» свои шапки и ладони несколькими, якобы уже брошенными другими людьми монетами, призывая нас последовать их примеру. Часто эти приемы используются в рекламе, призывающей купить модный товар или тот, что уже будто бы одобрен другими покупателями. В телевизионных шоу записывают закадровый смех, «подсказывающий», где нам надо смеяться. Политики по той же причине, несмотря на век новых технологий, по-прежнему предпочитают митинги: толпе легче внушить любые идеи, чем отдельному человеку.

Поворот на 180 градусо

Но нужно ли нам меняться? В конце концов, не всем же быть руководителями? Нам придется измениться. Современная жизнь ставит перед человеком новые задачи, призывая совсем по-другому ощущать себя и действовать. Во-первых, мир идет по пути демократии, развития человека как личности. Вторая причина - это научно-техническая революция, а в век быстро меняющейся информации нужно уметь ориентироваться, мыслить самостоятельно. И третья - рыночная ситуация. Сегодня рынок товаров и услуг перенасыщен. В результате конкурентоспособными оказываются только те, которые чем-то отличаются, эксклюзивны или, как говорят экономисты, имеют добавленную стоимость. Создавать эту добавленную стоимость способны только люди креативные - не имитаторы, а инициаторы, которые по своей психологии являются ведущими, а не ведомыми. Недаром сейчас в Западной Европе и Америке появилась масса литературы, тренинговых программ, ведется работа для того, чтобы увеличить количество инициативных людей.

Увеличить количество

инициативных, самостоятельно мыслящих людей - насущная экономическая необходимость. Но реально ли это? Возможно, способность «дрожать» или «иметь право» в нас заложена от природы? Не следует думать, что инициативность, лидерство - это исключительно врожденные качества. На самом деле с «геном проактивности» рождаются все люди. В конце концов, каждый сперматозоид, чтобы оплодотворить яйцеклетку, должен был опередить тысячи своих «коллег-конкурентов». Дальше начинается психологическая атака на заложенную в нас от природы проактивность. Что такое проактивность? Это синоним самостоятельности, активности и ответственности. Проактивный человек стремится стать субъектом, а не объектом действия. Его поведение обусловлено его же решениями, а не обстоятельствами.

Первая психологическая

атака происходит еще в детском саду, в котором нас усредняют, заставляют есть по расписанию, садиться на горшок одновременно со всей группой и т. д. «Известный швейцарский психолог Жан Пиаже, один из основателей генетической психологии, утверждал, что в первые пять лет человек получает 80% жизненных программ, которые потом влияют на его судьбу. И вот именно в этом возрасте, то есть в детсаду, начинают душить нашу проактивность. Начатое завершает школа. Частенько и родители подливают масла в огонь, сравнивая своих детей в «воспитательных целях»: «Ну почему у всех дети как дети, а ты у меня такой? « Когда женщины спрашивают, что нужно сделать, чтобы не повторять в воспитании детей ошибки своих родителей, я, советую - никогда не говорите: «Да как ты мог! Лучше сформулировать свои претензии к ребенку так: «Этого не должно было случиться с таким умным мальчиком, как ты!»

Однако не следует винить во всем только нашу систему образования и родителей, жертв советского воспитания. Соотношение - 95% ведомых и 5% ведущих - сохраняется во многих странах на протяжении всей истории человечества. Такая «разнарядка» была нужна для существования государства, которое, как известно, есть машина для угнетения и подавления. Ситуация начала меняться только в последнее время. Иное дело, что по пути демократизации общества, воспитания в человеке основных черт и качеств лидера, государства Европы пошли раньше Украины. К слову, не следует рассматривать лидерство только в контексте менеджмента. В это понятие еще входит умение человека управлять своей судьбой. При этом он может находиться на любой позиции. Уборщица, которая работает в офисе и пришла к выводу, что убирать старой тряпкой в таком крутом месте некомильфо, пошла в магазин за навороченной шваброй и потом принесла директору фирмы чек на оплату - уже лидер на своем месте.

Просыпайся, проективность

Ответив на один классический вопрос « кто виноват? », необходимо ответить на другой - «что делать?». Чтобы создать экономически успешную компанию, руководитель должен действовать в двух направлениях. Во-первых, развивать лидерские качества в себе, а во-вторых, в своих сотрудниках возрождать тот самый «дремлющий» ген проактивности. (К слову, Стивен Кови в книге « 7 навыков высокоэффективных людей» назвал проактивность одной из необходимых черт успешного человека.). Это не такая уж нереальная задачка: психологи считают, что если создать благоприятные условия, то в течение 2 - 3 лет человек способен изменить свои ценностные ориентиры, и из разряда ведомых перейти в ведущие. Еще я всегда говорю на тренингах по лидерству, что хорош тот руководитель, который приглашает на работу в свою компанию достойных людей, которые в чем-то могут быть даже выше его по уровню интеллекта, профессионализма и т. д. И дает людям зеленый свет, чтобы они смогли проявить эти качества на своем месте.

Насколько такая тактика

бывает успешной, можно продемонстрировать на примере двух противоположных подходов к управлению. Так, 39-й президент США Джимми Картер работал по 15 - 16 часов, многие вопросы не доверял своим заместителям, пытался все решать сам. 40-й президент - Рональд Рейган - действовал с точностью до наоборот. Он работал с 10 до 16 часов, решая лишь самые основные стратегические проблемы, а все остальное передоверил команде высокопрофессиональных государственных менеджеров, с которых очень строго спрашивал в течение этих шести часов. Именно рейгановский подход позволил совершить Америке мощный экономический рывок вперед.

Но тут возникает один вопрос: как сделать так, чтобы эти инициативные сотрудники не «подсидели» руководителя, который сам, же дал им зеленый свет? Руководитель, которого «подсидели», сам виноват. Значит, не увидел амбиций сотрудников и не помог их вовремя реализовать на своем месте, не создал благоприятный мотивационный климат. Ведь чаще всего мы портим отношения с инициаторами из-за собственного низкого эмоционального интеллекта.

Термин «эмоциональный интеллект» в середине 90-х годов прошлого века ввел американец Даниэль Гоулман. Эмоциональный интеллект - это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Исследовав в течение 15 лет около 500 компаний в разных странах, он выявил, что настроение руководителя, формирование им позитивного микроклимата в коллективе напрямую связаны с производительностью труда и с тем, что в компании работают творческие умные люди, которые могут создавать ту самую добавленную стоимость, о которой говорилось выше.

Шагаем к лидерств

Как развить лидерские способности у себя? Чтобы стать инициатором, для начала придется покопаться в собственной душе. Надо найти причину неуверенности в себе. Первый шаг - пересмотреть прежний опыт, который привел тебя к такому состоянию. Это может быть довольно болезненно. Второй шаг - поставить перед собой smart-цель. (SMART - аббревиатура, образованная от заглавных букв английских слов: specific (конкретный), measurable (измеримый), achievable (достижимый), realistik (реалистичный), timed (определенный по времени). Этим термином обозначают один из способов формулировки ближайших целей). Вы записываете на бумаге, чего конкретно хотите добиться и в какие сроки. В результате вы как бы программируете себя на реализацию этой цели. И третий шаг - необходимо отойти за границы своей комфортной зоны. Для этого нужно сказать себе, что ты готов к трудностям.

Удивительно

, но программирование себя на достижение цели срабатывает. Уже только потому, что человек начинает сам искать пути ее реализации. И как результат - появляются и новые возможности. Как говорится, стучите, и вам отворят.

Но при воспитании в себе лидерских, инициативных качеств нужна еще и внешняя поддержка, позитивный настрой окружающих. Человек представляет собой «среднее арифметическое» из пяти его самых близких людей. Поэтому внимательно посмотрите, кто вас окружает». Между прочим, по этой же причине советуют держаться подальше от неудачников и нытиков, иначе придется их включить в свое «среднее арифметическое. Однако изменить свое окружение, подобрать людей, которые будут тебя поддерживать и подталкивать вверх, а не тянуть вниз, задача не из простых. Ведь не только мы выбираем, но и нас. Поэтому для того, чтобы нашлись «нужные» люди, придется, вначале измениться самому.

И последний «кирпичик»

в построении лидерских качеств в себе - научиться правильно, сочетать свои ожидания с притязаниями. Проще говоря, чтобы достигнуть великой цели, нужно меньше хвастовства, тщеславия, понтов. Иначе такое лидерство превращается в деструктивное, и, в конечном итоге, начинает вредить человеку. Вот недаром говорят, что все по-настоящему великие люди просты. И если придерживаться всех рекомендаций, то каждый из нас сможет достичь своих высот.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Карьера

Похожие

» » » » Основные черты и качества лидера