Психология отношений матери и девочки-подростка

Часто в семьях с подростками возникают различные конфликты, которые, несомненно, зависят от многих факторов, в том числе и психических особенностей каждого. Они решают важную роль в построении не только конфликтов, но и в отношениях в общем, влияют на взаимопонимание, связь между членами семьи. Какие же психологические особенности матери и девочки-подростка? Как они взаимодействуют между собой и с какими трудностями сталкиваются матери, воспитывая девочек-подростков?

Для того чтобы рассмотреть и проанализировать психологические особенности матери и девочки-подростка, сначала отдельно проанализируем каждые из них, а потом сосредоточим внимание на их взаимодействии. Во-первых, разберем психологические особенности подростков в возрасте 12-15 лет, в том числе обратим внимание на поведение в такой период девочек, проследим, как меняется их самооценка, представление о жизни, поведение и психика.

Что представляет собой переходной возраст? Все мы знаем, что это период так званого «скачка от детства к взрослости», и у разных людей он может проходить совсем не похоже. Но в этом возрасте происходит не только половое созревание, физиологические изменения организма, но и яркие психические и социальные трансформации.

Если следовать за Фрейдом, личность человека делиться на три части: я, оно, и сверх-я. Оно – это бессознательное нашего разума, все инстинкты, то, что есть у нас общего с животным, сверх-я – это, и наоборот, наша совесть и моральные ценности, то, что побуждает нас на высокие поступки. Я – это посредник, наше истинное лицо, которое постоянно подавляется другими. Особенностью подросткового возраста является формирование внутреннего «я», идентификации нового образа. Подросток хочет найти себя, узнать получше свои возможности и характер, определиться в этом мире. Из этого и поиск истины, часто ложные суждения о том, что тебя окружает, максимализм.

Подростки часто склонны резко менять поведение – от очень взрослого, понимающего и правильного, к, наоборот, очень детскому, менять настроение от эйфории к депрессии, изменять свои вкусы и предпочтения, так сказать, искать себя. Часто подростки выбирают для себя какой-то авторитет из звезд, друзей, родителей, в основном, кумира – намного старше и мудрее, его поведение оригинальное, интересное для подростка. Не имея устойчивой, сформированной личности, подростки создают себе образец и подстраивают под него свое поведение, тон голоса, жесты и мимику. Наиболее часто подобные процессы происходят подсознательно.

Также характерной чертой будет высокая восприимчивость, максимализм, желание выделиться, проявить уже почти сформированного себя, что встречается у более зрелых подростков. Для них характерно отстаивать свое мнение, не уступать в своих предубеждениях и часто заявлять об этом, подчеркивая свою значимость.

Именно поэтому подростки в этот период часто сталкиваются с проблемами самооценки, наиболее часто - низкой. Они склонны все преувеличивать, в том числе и свои недостатки, о своей внешности и чертах характера судят не из собственных наблюдений, а от общественного мнения. Самокритичность и отсутствие собственного мнения особенно характерно для девочек, поскольку они более склонны переживать по поводу внешности.

Яркой особенностью девочек-подростков будет стремление к самостоятельности, желание избавиться от опеки родителей, освободиться от контроля с их стороны. Так же девочки постоянно стремятся к взрослости, имея при этом ложные рассуждения о ней. Курение, распивание спиртных напитков, много косметики, взрослая одежда, трата денег, ранние сексуальные контакты – вот как действуют они для того, чтобы выглядеть старше. Для них желание быть взрослой выглядит очень заманчиво, ведь взрослые воспринимаются как люди, которые наделены властью и вседозволенностью.

Одна из самых характерных черт - ярко выраженная агрессия, высокий уровень возбудимости. Проявлению агрессии подростки могут учиться и у своих родителей, копировать ее на подсознательном уровне. Если родители часто ссорятся при ребенке, решают конфликты с помощью давления, авторитета и агрессии, то ребенок вскоре приобретет подобную форму поведения. Грубость, резкая перемена характера, стремление к взрослости и серьезности характерно и для девочек-подростков, поэтому, у них часто возникают проблемы с матерью.

Если говорить о психических особенностях матери в этот период, то все зависит от ее отношения ребенку, особенностей ее характера, возможности справляться с трудностями и проблемами. Для большинства матерей травмирующим является то, что ее ребенок, девочка, с нежной и маленькой принцессы превращается в кого-то другого. И хотя большинство родителей знакомы с особенностями переходного возраста, для них все же стрессовым является наблюдение подобной ситуации. Часто, родители применяют неправильные меры воспитания, наказывают детей за то, что им предоставлено природой, приписывают чувство вины. Подобное поведение является нерациональным и может привести к серьезным психическим трудностям ребенка.

Особенностью отношений матери и ребенка в данный период являться столкновение различных представлений об интимном психологическом пространстве. Мать желает больше знать о ребенке, быть ближе к нему, когда девочка отталкивает ее от своего интимного психологического барьера и замыкается в себе.

Психологические особенности матери и девочки довольно конфликтные, но и с этим можно справляться. Замечайте успехи своего ребенка, хвалите его, помогите ему пережить подростковые трудности, но не навязывайтесь – пусть он сам попросит вас о помощи, но при этом он должен знать, что на вас всегда можно положиться и получить нужную, откровенную помощь. Больше времени проводите вместе, просматривайте фильмы, гуляйте, отдыхайте вне дома, проводите ребенку разные культурные программы. Позаботитесь о том, чтобы она всегда чувствовала свою важность и значимость, уникальность и особенность.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Психология отношений матери и девочки-подростка