Слово о дизайне помещений

Дизайнеры нашли способы сосуществования разнородных и разностильных предметов. Подтверждение тому - концепции современных оптимистичных направлений в дизайне интерьеров.

"Крутится-вертится шар голубой...", а жизнь человека - стремительная и насыщенная или спокойная и неторопливая - идёт своим чередом. Тем не менее, вещей с каждым годом - дорогих сердцу и не слишком, полезных в быту и не очень - становится больше и больше. Перед лицом надвигающегося ремонта это становится особенно очевидно.

Что делать с бабушкиным комодом? Каким образом пристроить в гостиной коллекцию весёлых слоников? А красный ориентальный ковёр "a-la Марокко" и лиловые занавески с жёлто-зелёным набивным рисунком? Эти вопросы "замучили" не одного энтузиаста-любителя классически-сдержанного стиля интерьера. Между тем, часто не хочется жертвовать ни комодом, ни слониками, ни другими милыми душе вещами, которые, казалось бы, ну никак не уживутся в одном помещении. Что ж, оказывается, дизайнеры нашли способы сосуществования разнородных и разностильных предметов. Подтверждение тому - концепции современных оптимистичных направлений в дизайне интерьеров.

Чёрт-те что и сбоку бантик! Эклектика.

Именно так (прошу не путать с выражением "чёрт знает что!") - с воодушевлением и при этом не отрицая необычности и, быть может, некого забавного озорства, часто восклицают, оказавшись в комнате, грамотно оформленной в эклектичном стиле. К слову, эклектика завоевывала себе место под солнцем в конце романтического XIX века, с самого своего начала влюбившегося в сравнения и даже противоречия - достаточно вспомнить названия ставших классическими романов Д. Остин - "Гордость и предубеждения", "Коварство и любовь", "Чувство и чувствительность". В те времена, правда, приметы различных стилей интерьера копировали и "сливали" в один флакон часто бездумно, поэтому слово "эклектика" и приобрело негативный смысл. Однако мы ставим знак "+" рядом с этим направлением дизайна в том его виде, который имеем возможность наблюдать сейчас.

Высокая эклектика подразумевает соединение не более чем двух-трех стилистических пластов в рамках одного интерьера. Это могут быть как близкие хронологически стили, так и далёкие, но при этом, схожие идеологически - например, модерн и барокко с присущей им вычурностью, или ампир и классицизм - с их строгостью и соразмерностью. Отметим, что контраст тем сильнее, чем шире временные рамки сочетаемых стилей. И кстати, не только временные, но и географические. Ведь в эклектичном интерьере рядом с современной пластиковой мебелью и креслами в стиле модерн вполне может появиться китайский резной шкаф, японская ширма или низкий восточный диванчик с множеством разноцветных подушек, и, наконец, натяжные потолки с напечатанным на них изображением-репродукцией картины художника Возрождения. Неудивительно, что в домах путешественников, эклектика - норма.

Каким же образом всё это сочетать? На роль объединяющего элемента может претендовать, например, цвет (стен, потолков, предметов мебели и др.), декор обивки, да и вообще - ткань, а также рисунок, узор или линия. В качестве иллюстрации отметим, что и обивка из бежевой замши, и рисунок "подсолнухи" или "морской", и изогнутая линия или форма треугольника могут заставить зазвучать ансамблем абсолютно разные по стилю предметы. Главное - найти эти элементы и сделать их очевидными для других. Как говорится, вкус вам в помощь!

"Ананасы в шампанском". Фьюжн.

На заре ХХ века Игорь Северянин, написавший стихотворение с этими строками, на самом деле в ресторане заказывал на глазах у шокированных современников "рюмку водки и огурец", которые сейчас - не что иное, как классика жанра. "Ананасы в шампанском", в свою очередь, стали чем-то вроде авторского брэнда, ведь именно Северянин явил миру идею создания этого коктейля. Вот и организовать интерьер в стиле "фьюжн" - словно изобрести свой уникальный рецепт, ведь начало этому направлению положили в 1990-е гг. смелые авторские эксперименты американских дизайнеров-новаторов, сумевших совместить, казалось бы, несовместимое: суперсовременный хай-тек и ампир, классицизм и этнику.

Вы спросите: чем принципиально отличаются фьюжн и эклектика - два направления, базирующиеся сразу на нескольких "китах"-стилях различных эпох и территорий? Судя по всему, фьюжн - ласкающее слух определение старой, но, подчеркнем, доброй и хорошо звучащей эклектики, хотя некоторые специалисты утверждают, что разнородные части эклектичного интерьера словно подавляются друг другом, тогда как фьюжн демонстрирует умение сочетать все, но гармонично. Думается, человек сможет отличить, где заканчивается "слон в посудной лавке" и начинается искусство дизайна, и где заканчивается эклектика или фьюжн и начинается кавардак... И неважно, каким термином его называть.

Чтобы кавардак не случился, интерьер в фьюжн-стиле, которому чужда функциональная определенность помещений, но свойственны округлые формы не только окон, но и потолка - в их "инсценировке", кстати, вполне могут помочь натяжные потолки - должен быть легким и радостным. Соблюдая этот постулат, вы заметите, как откажетесь от тех предметов, которые могли бы стать лишними в интерьере и низвели бы стиль до кича. Ведь фьюжн - отнюдь не означает вседозвол. Да, его называют глобальным стилем: поэтому так хорошо уживается в фьюжн, например, коллекция масок - африканских, венецианских и любых других, или собрание простых ударных инструментов из разных уголков света, или экспозиция уже известных нам слоников... Тем не менее, характерная "легкость бытия" предметов объединенных стилем фьюжн, может быть безвозвратно утеряна, если вовремя не внять чувству меры.

Эксперименты с цветом, типами поверхностей, материалами - бумажными и тканевыми обоями, различными сортами дерева - вот те важные приметы стиля фьюжн, которые играют против него в обычной квартире, ведь за неимением достаточного количества квадратных метров под воплощение креативных находок фьюжн рискует обернуться эклектикой в самом негативном смысле слова. Тем не менее, никто не скажет, что пианино начала ХХ века с облупившейся краской, шкаф-купе с подсветкой и репродукция картины пера Рубенса в одном помещении - это безвкусно, если в комнате светлые стены, а все три означенных предмета интерьера имеют отделку "под золото". Скорее этот интерьер будет тем самым рецептом "ананасов в шампанском", только уже за авторством хозяев дома...

Кино и немцы. Поп-арт.

Хотите шокировать? Тогда для вашего дома - стиль поп-арт. По сути, ключевая характеристика этого направления - общедоступность. Заметим, не общедоступность пониманию человека, но общедоступность используемых символов и материалов: консервные банки, газетные вырезки, фотографии, афиши, комиксы, бутылки и бутылочные пробки - что только не идет в ход в оформлении интерьера поп-арт!

Неспроста говорят: когда нет даже намёка на вкус и чувство прекрасного - лучше всего эпатировать в стиле поп-арт. Яркие, даже кислотного цвета стены, натяжные потолки с изображением кумиров, встроенные шкафы - вещи "из обычной жизни" лучше скрыть от посторонних взглядов, или открытые стеллажи - вполне могут показать общедоступное в степени абсолют, - вот приметы стиля поп-арт. Возможно, тем, для кого популярное искусство - "наше всё", тем, для кого поражать воображение любыми доступными способами - часть образа жизни, радикальный поп-арт, собравший в одном помещении всю радость жизни его обладателя, в качестве стиля интерьера будет удобен. А другим - стоит ли рисковать собственным комфортом и душевным спокойствием в угоду внешним эффектам? Тем более что есть способы по-хорошему удивить окружающих...

Екатерина Дробыш, по заказу Saros Design


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Разное

» » Слово о дизайне помещений