Одним из главных факторов развития менеджмента является исследование маркетинговой среды фирмы. Если этому процессу не будет уделено должное внимание со стороны руководства, это чревато упущенными выгодами и возможностями для предприятия. Поэтому исследование этой сферы носит ключевой характер в успешной деятельности фирмы. По сути, маркетинговая среда - это комплекс внешних и внутренних факторов, влияющих на рыночные отношения организации.
Виды
- Внешняя маркетинговая среда - это совокупность внешних факторов, влияющих на деятельность фирмы: макросерда (политическая, экономическая, экологическая обстановка в стране, демография и другое) и микросреда (поставщики, потребители, конкуренты и т.д.).
- К внутренней среде относится само предприятия и все внутренние процессы, протекающие в нем и непосредственно связанные с его деятельностью.
Ключевые составляющие микросреды предприятия
- Потребители, благодаря которым предприятие действует и функционирует. Изучение потребителей и выявление их потребностей является основой в маркетинге, поскольку для того, чтобы товар продавался, фирме нужно знать, кто, для чего и зачем его будет покупать. Собрав эти данные, фирма будет способна выпустить товар, идеально удовлетворяющий запросы и потребности ключевых потребителей. Исследование потенциальных покупателей немаловажно для освоения новых рынков, так как маркетинговая среда очень эластична. Данный анализ позволит допустить меньше ошибок при продвижении товара.
- Поставщики, которые являются постоянными партнерами по бизнесу, предоставляющими все необходимые ресурсы для производства товаров. Изучение поставщиков необходимо не только для выбора нужных ресурсов в соотношении "цена-качество", но и для контроля над сроками доставки материалов или услуг.
- Конкуренты. Изучение конкурентов необходимо для выявления занимаемой доли рынка. Здесь важен тщательный анализ линейки товаров, а также разработка собственной стратегии четкого позиционирования.
- Посредники, к которым относятся банковские и прочие финансовые институты, маркетинговые посредники в лице консультационных и рекламных агентств, торговые представители (оптовые и розничные), логистические фирмы, предоставляющие услуги по бесперебойному товародвижению. Благодаря налаженной работе с посредниками предприятие работает как часы. Без банковских операций, отсутствия складов, грамотной рекламы и торговых площадок деятельность фирмы обречена на провал.
- Контактная аудитория - это любая группа лиц и представителей различных учреждений, которые способны влиять на фирму. К примеру, возьмем контактную аудиторию в виде СМИ, при помощи которой можно создать как положительный, так и отрицательный образ фирмы.
Внутренняя среда предприятия
Исследование внутренней среды предприятия должно носить систематический характер, поскольку внутренние процессы фирмы, в частности, внутренний менеджмент, отношения между работниками, корпоративная культура - все это оказывает прямое влияние на эффективность тех или иных действий предприятия. Важную роль играют ценообразование, снабжение, товародвижение, маркетинговая ориентация фирмы и прочие нюансы, от которых зависит успех компании.
Анализ внутренней среды предприятия
Основным инструментом анализа внутренней среды предприятия служит SWOT-анализ. При регулярном его использовании фирма может достичь значительных результатов во внутренней политике. Поэтому маркетинговая среда и ее комплексное исследование носят ключевой характер в деятельности любой фирмы.
Внимание, только СЕГОДНЯ!