Римма маркова: народная артистка ссср

Актрису Римму Маркову можно назвать поистине народной артисткой. И дело тут не в количестве фильмов, в которых она снялась (а их число приближается к сотне), а в ее умении быть искренней и бескомпромиссной и в искусстве, и в жизни.

Римма Маркова - народная артистка СССР стала сниматься только после тридцати, первую известность приобрела после сорока, но зрительскую любовь и внимание снискала практически сразу - потому что такая органика и такая убедительность не могли остаться незамеченными. Мы встретились с актрисой накануне ее юбилея. Телефон разрывался от звонков телевизионщиков, пытающихся незамедлительно договориться о съемках, а она в который раз терпеливо объясняла, что ее график расписан на много дней вперед и свободного времени там нет.

Римма Васильевна, какие чувства вы испытываете в связи с грядущим юбилеем? Мне никто не поверит. Мне же восемьдесят пять. И я никогда не устраивала юбилеи, потому что на них все врут как собаки по три часа. Я кручусь от этого. И мечтаю - скорее бы это все прошло, потому что мне постоянно звонят и надоедают. Все каналы, все газеты, все журналы... Меня тошнит уже от меня самой. У кого только я ни была - и в «Женских историях», и в «Линии жизни», и все рассказываю, рассказываю, рассказываю. Ну, сколько можно! Я знаю про себя все: какой я человек, какой друг, какая артистка. И я не в восторге от себя, от своего артистического творчества. Вы поймите - это редко бывает, но я до такой степени самокритична! Хуже, чем я о себе думаю, никто не думает. В памяти гораздо чаще остаются не темные, а светлые воспоминания. Какие самые яркие ощущения счастья были в вашей жизни? Да какое счастье? Битва идет. Жизнь - это борьба, я считаю так. Кто-то сказал очень точно - борьба за жизнь. И есть люди, которые погибают, есть те, которые бьются. Я боец, я бьюсь. Вот и все. Но ведь помимо борьбы в жизни есть еще и любовь. И у вас она тоже была... Я против того, когда старый человек начинает об этом рассуждать. Слюна уже от старости течет, люди смотрят и говорят: «Боже мой, образина, и она там что-то еще о любви говорит». Да, я влюблялась, и в меня влюблялись. И изменяли - не я, а мне. А я влюблялась самозабвенно. Мне нравились многие мужчины, и когда я влюблялась, это всегда было по-настоящему. А потом это по каким-то ситуациям невозможным не складывалось, не состоялось. И я, естественно, страдала, потому что когда ты влюбляешься в человека - ты его сочиняешь. И на многое смотришь сквозь пальцы. Вы верите в предначертанность судьбы?

Да. Мама мне рассказывала, что когда они были молодыми, то, как и все в этом возрасте, гадали. И ей сказали: «Ваши дети будут идти по дороге, усыпанной цветами». И она не могла понять, что это значит, о чем это говорит. А вот я постоянно в окружении цветов и букетов. Как говорят: «Давно я не лежал в Колонном зале». У меня цветы везде стоят, и всегда огромное их количество. Я сейчас уже говорю: «Не покупайте мне хреновины на день рождения. Не нужно никаких букетов, не тратьтесь, потому что я потом раздаю их. И не покупайте какой-нибудь кораблик или шкатулку. Я не знаю, куда мне от них деваться». У меня мешки этого говна. Или ты дари, но узнай заранее, что нужно. Колготки подари, шарф, платок красивый. Уже куча всякого барахла у меня на даче. Еще есть картины, потому что я их, естественно, не выбрасываю. Но вот это все (Показывает на множество безделушек) подарено. Вся эта хохлома, которую несли в подарок, когда мы в Суздале снимались. Конечно, она красивая, но куда ее девать в таких количествах? Но это же выражение народной любви! Неужели вы думаете, что я этого не понимаю? И я не могу выбросить подарок, тем более, когда вижу мое поколение, которое нищенствует. Я уже Сергею Михайловичу Миронову сказала: «Пять минут мне дайте, чтобы сказать президенту. И посмотрите - все перевернется. Он такого не услышит ни от кого».

Мне говорят: «Ты так выступаешь! Этого никто не говорит». Я отвечаю: «А почему вы не говорите? Вы что, не замечаете того, что творится вокруг?» Я тут видела, как пожилой человек выбирал продукты в магазине и все спрашивал: «А это сколько стоит? А это?» И уже воду просто стал брать. И я пакет молока купила и отдаю ему: «Возьмите». - «Вы что?!» Он ушел из магазина, а я вернулась домой и плакала: как я посмела? Но я от растерянности это сделала. Нужно еще соображать, что делаешь, и когда тебе хамят - дать прямо в нос. И у тебя будет на душе хорошо. Но когда я так впросак попала... Я представляю, как я его оскорбила. А ведь это не я! Это государство! И там сидят небедные люди. А сытый никогда не поймет этого и не подумает о том, что кто-то голодает. Я даже к батюшке ходила, говорила: «Батюшка, ну что мне делать? Я так злюсь на весь этот бедлам, на лапшу, которую вешают, обобрав, обворовав, унизив стариков, благодаря которым они живут на земле». Как жить после этого? Но я с детства была хулиганкой и драчуньей. Я была боец. И сейчас борюсь. Неизвестно с кем, но борюсь. Никогда не сидела спокойно, всегда выступала за справедливость. И никто меня не свернет с этого пути. Даже когда меня на телевидение приглашают, которое ненавижу, я говорю о том, что вижу.

Ненавидите телевидение? Почему

Потому что считаю - это самая преступная организация. Самая! Меня они уже не смогут зомбировать, а вот вас, молодых... Мы уже одно поколение потеряли, и терять будем дальше. Но как сказал один поэт, «Россия обретет былую стать, которую по книгам мы любили, когда в ней станут люди вырастать такие же, как те, кого убили». Я уже не застану это время, а вы, может быть, еще застанете. Так что у меня нет такого радужного настроя: юбилей, давайте я сейчас все скажу нет, восторга у меня нет. Я вижу, я знаю это поколение. То, которое создавало материальные ценности. Людей, которые восстановили полстраны после войны, восстановили производство, сельское хозяйство, чего не могут сейчас сделать. Построили снова города и ждали, что их за это отблагодарят... Режиссеры и зрители оценивают вас как артистку очень высоко. И в свои восемьдесят пять вы профессионально востребованы. А этим даже не все молодые актеры могут похвастаться. Я вообще больше не буду сниматься, потому, что меня сейчас так употребили!

Всю неделю были съемки по двенадцать часов, до трех-четырех часов утра. Сил-то у меня уже нет. Я вчера приехала на съемку, а выйти из машины не могу. Водителю говорю: «Александр Владимирович, вытащите меня». Он только стал мне помогать, а в это время какие-то люди меня снимают. Я продюсера спросила: «Кто меня снимал? Скажите, чтобы не смели этого делать. Нельзя в таком виде показывать артистку». Я валидол положила под язык, а они меня снимают! И потом напишут: «Выходит пьяная Маркова». Или уколотая. Да все что угодно могут написать. Я уже столько всего про себя прочитала. Мне казалось, что вы - одна из немногих актрис, про которых не сочиняют небылиц. Мне сейчас показали газету, где у меня на фотографии рот смотрит в разные стороны, пальцы скрючены, а внизу стоит подпись: «Бабушка Римма злится». И еще фотография: рядом с режиссером Мережко стоит девочка-блондинка. И там комментарий: «Внучка Марковой хочет выйти замуж за Мережко. Маркова этим недовольна». А у меня один внук, нет никакой внучки! И якобы эту блондинку обо мне спрашивают, а она отвечает: «Бабушка учила меня петь и танцевать». Ну что за глупость? Я что - балерина? И что с такими журналистами делать? А сколько Нонка всего этого натерпелась, не приведи господи. К ней было такое внимание... Недавно мне позвонили: «Римма Васильевна, мы сейчас делаем программу о Нонне Викторовне Мордюковой. Вы не можете нам о ней рассказать? Вы же дружили». Я говорю: «Да, дружили. Сорок лет. И я знаю все от и до. Но вы же хотите, чтобы я рассказала какие-то такие вещи, которые я вам никогда не расскажу, потому что это Мордюкова, а не Тютькина. Она любима миллионами». Я с одной газетой хотела даже судиться. Нонка уже плохо себя чувствовала, куда-то она вышла, и ей стало плохо, и она стала капать себе в стаканчик лекарство. И какой-то фотограф, сволочь, позвал ее, она на него посмотрела, и он ее сфотографировал. А потом это напечатали. Так я дозвонилась в газету, потребовала редактора и спросила его: «У вас дети есть? Вы не боитесь, что вы за это заплатите? Как вы смели Мордюкову так снять? И как вы смели напечатать это?» Думаю, что такие поступки возвращаются бумерангом. И если это случается спустя длительное время, то их последствия, проявления могут показаться иррациональными и необъяснимыми...

А вообще вы верите в мистику

Я не в мистику верю, а в другом уверена. Мы все атеисты, потому что нас так воспитывали, но я верю, что что-то нами управляет. Во всяком случае, мне до такой степени помогает что-то. Вот сейчас у меня работа в новой картине. Чтобы в моем возрасте играть одну из главных ролей, причем интересную роль - это такой подарок! Ведь никто не знает, что я снимаюсь, хотя я уже всю роль сыграла, осталось только три съемочных дня. Причем сыграла на нерве, на нехватке времени. Но, конечно, как это все получится в результате, не знаю. В кино действительно сложно предвидеть результат. И иногда бывают совершенно удивительные ситуации. Как вышло, что, снимаясь в фильме «Ночной дозор», вы не знали, что ваша героиня - ведьма? Все актеры, снимающиеся даже в маленькой роли, обязательно читают сценарий. И вот первый раз в жизни я сценарий не читала. До меня эту роль предлагали очень хорошим актрисам, и они от нее отказались. Поэтому, когда роль предложили мне, то сделали это уже похитрее. Сказали: «Мы не можем прислать сценарий. Хабенский уезжает в Канны, у нас только четыре дня, нам нужно срочно все отснять». И прислали только мой текст. Я смотрю - а там мошенница. Вот она причитает: там трава какая-то, мне надо дочь вырастить... Я же не знала, что дочь - это паук. А потом смотрю фильм - а моя героиня не мошенница, а ведьма. Не стало страшно, когда это узнали? Многие актеры из суеверия боятся играть подобные роли. Я так опасалась все время, так страдала! Думала: «Что же я наделала?» До этого мне предложили роль, где я умираю и в гробу лежу. То есть умирать-то можно, но не в гробу лежать. И я сказала, что сниматься не буду. А тут сыграла ведьму! Поэтому я была в отчаянии. Я тогда заболела, подумала: «Бог наказывает». Но я не знала, кого в результате пришлось сыграть, поэтому, наверное, все обошлось. Потому что у брата моего, Леонида, не обошлось. Он сыграл Сатану и через месяц умер. Давайте вернемся к вашей профессии. У вас лежит несколько новых сценариев, сейчас идут съемки картины.

Разве это несчастье для актрисы

Для актрисы моего возраста это не то что счастье, а подарок за все муки, за все трудности. Ведь были моменты, когда я была близка к тому, чтобы закончить жизнь. Но я мечтала, хотела и стала артисткой несмотря, ни на что. Уж поверьте мне, чего я только не нахлебалась, приехав в Москву и живя на вокзале. Всего. И карточной системы, когда жрать было нечего. И надеть было нечего, и ничего нет, и никаких перспектив. Я училась в студии, у меня было только одно платье. И туфель не было. А когда сейчас вокруг смотришь... Вот у нас идут съемки в загородном особняке, практически во дворце. Так там бассейн размером чуть ли не с футбольное поле. Вы думаете, мне приятно это видеть? Как люди живут! Конечно, они быдлом нас считают, я уверена. Мы раньше таких людей называли мошенниками, спекулянтами, аферистами, ворами. А сейчас про них говорят: олигарх. Я недавно со сцены ляпнула... Какое-то заседание было, и они сидят - щеки со спины уже видны. Я и говорю: «Ребята, наворовали - делитесь. Потому что плохо будет. Не вам, а вашим детям. Несмотря на пятиметровые заборы, собак и охрану». Вы подумайте, сколько тысяч молодых мужчин только в Москве работают охранниками. Кого они охраняют? И от кого? Вон у Королевой есть охрана. А кто она такая? Монтсеррат Кабалье? К тем, кого сегодня называют звездами, у многих существует неоднозначное отношение. Но среди них наверняка есть ваши коллеги, которыми вы восхищаетесь. Я не буду говорить, какими актерами я восхищаюсь. Почему? Что плохого в упоминании имени артиста, который вам нравится? Есть актеры, которые мне нравятся, и есть актеры, которых я не люблю. Актеры замечательные, а я их не люблю. У нас есть правило такое, у драматических актеров: когда ты смотришь спектакль, даже если ты незнаком с исполнителями, обязательно зайди за кулисы сказать: «Спасибо большое, я получил удовольствие». Потому что будут говорить: вот приехал, например, Петренко и смотрит спектакль. И актер его потом ждет. И вот я с Садальским пошла смотреть один спектакль. Какой - не имеет значения. Мне мощно не понравилось. Садальский говорит: «Пойдем, зайдем за кулисы». Я говорю: «Не могу». Я не могу даже спасибо сказать, потому что я еле выдержала спектакль, хотя артисты играли популярнейшие. И эта сволочь Садальский пошел к актерам, а те спрашивают: «А почему вы один? А Маркова почему не пришла?» - «Ей мощно не понравилось». Не промолчал?

Нет, он с удовольствием это сказал. Хотя я уверена, что ему тоже не понравилось. Спустя время я прихожу в театр к Арцыбашеву смотреть «Женитьбу». А у него манера в перерыв приглашать актеров за кулисы. И там Вульф был, еще кто-то и эта актриса, которая мне мощно не понравилась. И вот сидим, пьем чай, разговариваем. И она в какой-то момент мне говорит: «Я помню, как вы сказали...» Я даже не нашлась что ответить. Ну что я могла сказать? Да, вы мне не понравились? Я же не могу добить человека. Ей наплевать на мое мнение, я уверена. Но она меня с тех пор ненавидит, хотя много лет прошло. Вот и весь ответ. Людям свойственно заблуждаться и ошибаться. У вас в жизни случались серьезные ошибки? Конечно, кто ж их не совершал? И я совершала. Я один раз украла сто рублей. Потом их вернула, но ведь украла! Почему - не буду рассказывать, это длинная история. Но ситуация была жуткая, я месяц рыдала, а тот, у кого я украла деньги, в ресторане брал обеды и приносил мне. Орал на меня и говорил: «Идиотка ты ненормальная! Что ж ты сто рублей взяла? Если украсть - так миллион». У меня был знакомый певец, он позвонил мне, а я рыдаю. Он: «Что такое?» - «Аркаш, я украла деньги». Ко мне пришел брат и сказал: «Как ты могла это сделать? У тебя дочь, как ты будешь ее воспитывать?» Ко мне тогда многие приезжали, потому что я просто хотела покончить жизнь самоубийством. Как я могла это сделать? А все потому, что парень поднял диван и показал мне, что под ним находится. А там лежали пачки денег. И одна была рассыпанная. Вот я от нее и взяла сто рублей... Поэтому правильно говорят: ни от чего не зарекайся. Я дружила с семьей великого артиста Михаила Михайловича Садовского. И вспоминаю, как он получил зарплату, а кто-то из домашних положил ее на видное место. И он сказал: «Убери, не провоцируй людей. Не смущай: Сатана толкнет в локоть, и человек, не желая того, возьмет чужое и будет проклинать себя всю свою жизнь». И я безумно стыдилась и стыжусь до сих пор своего поступка. Потом у меня таких жутких проколов не было. Были какие-то ситуации, которые я сейчас и не вспомню, но вот эту я помню всю свою жизнь, хотя не один десяток лет прошел. Вы о чем-нибудь в своей жизни сожалеете?

Странно жалет

Я жалею о том, что у меня мало детей, что всего одна дочь. Но я считаю, что актеры не имеют права иметь детей. Наша профессия - это такая зараза! Потому что настоящий актер абсолютно отключается от жизни. А этого делать не надо. Дети важнее, чем, что бы то ни было. Я родила дочь, а времени, чтобы заниматься ею, не было, и я не сделала для нее того, что надо было сделать, многого недодала. И сколько таких актерских детей! Это искалеченные жизни. И мои замужества. Все было побоку, потому что главное - это работа. А если бы у вас была возможность что-то изменить в своей жизни, что вы поменяли бы? Я бы не изменила ни одного дня. Я была бы артисткой. Больше я ничего не хочу и больше меня ничего не интересует.
Внимание, только СЕГОДНЯ!

Биографии

Похожие

» » » Римма маркова: народная артистка ссср