Родительское собрание: дети и деньги

Еще недавно вы играли с ним в магазин и «поку пали» его машинки, рас плачиваясь яркими пуго вицами. Теперь он тратит деньги на ерунду, просит дорогие кроссовки, «как у всех», и тихонько подворовывает мелочь. Как правильно приучить ребенка к деньгам? Итак, начнём наше заочное родительское собрание: дети и деньги - эта тема касается всех.

ВВЕДЕНИЕ В КУР

На заре человеческой жизни деньги вообще не фигурируют. Как и в начале человеческой ис-тории. Ребенку понравилась чья-то пожарная машина? Есть три сравнительно честных способа отъема:

а) схватить ее и убежать подальше от песочницы (захват чужого имущества);

б) отбить в драке (война);

в) отдать за нее свой надоевший танк (мирный обмен «товар - товар»).

Обменный процесс.

Обмен - прообраз денежных отношений, а склон-ность к нему свидетельствует о вы-сокой ступени развития. Книжки, кассеты, игрушки, диски - каж-дый предмет имеет в глазах ребен-ка определенную ценность, во многом нелогичную, эмоциональ-ную. Например, дорогую немец-кую куколку девочка запросто меняет на огромную «китайчатину» в почти обувной коробке.

Обмен типа «товар-деньги-то-вар» входит в детское сознание в разное время. В основном это про-граммирует семья. Есть мнение, что дети и деньги - вещи несовместимые, главное - развивающий сад, музыкальная студия. Но, думая о высоком, не забывайте, что только вы можете привить ребенку пра-вильное и спокойное отношение к деньгам. Если эту прививку сдела-ет с опозданием кто-то чужой с другими жизненными ценностями, возможны осложнения.

Первые встречи.

Впускать деньги в жизнь ребенка можно примерно в 2,5-3 года, одновременно с други-ми мелкими предметами. Для него это будет просто знакомство.

Играя с малышом в магазин, ис-пользуйте своё родительское воображение: возьмите не пуговицы, а монет-ки. Помойте их вместе, почи-стите зубным порошком - заодно покажете, что деньги грязные.

Для ребенка 5-6 лет можно отксерить бумаж-ные купюры разных стран - будет, кстати, повод поговорить об истории и географии. Дошкольники спо-собны помочь вам рас-считаться в магазине, сложить сдачу в коше-лек: «Мы вначале давай бумажные деньги пересчи-таем и уложим в кармашек, они самые важные, а потом уж монетки».

Серьезные отношения.

Посте-пенно каждый ребенок начинает понимать, что деньги можно превра-щать в любые вещи - иг-рушки, мороженое, билет в цирк. Уже в 4-5 лет дети способны выделять среди собрания желаний разумные - конечно же, включая некоторую до-лю баловства и удо-вольствий.

Отыгрывайте эти понятия в сценках с избалованной куклой или жадным медвежонком, кото-рые требуют, например, 10 моро-женых «Лакомка». Но с каждым годом ваши игры должны быть все ближе к реальной жизни.

Растут дети - растут их жела-ния и потребности. Что вовсе не одно и то же. Джинсы - это по-требность (надо). Дизайнерские джинсы - это желание (хочу). Осталось найти возможность (мо-гу). Для совершения покупки не-обходимо и достаточно, чтобы «надо», «хочу» и «могу» сошлись в одной точке. Но...

«Родители - олдовые ваще - жалуется психологу 14-летний Павел Н. - Они находят это ваше «могу» только на самое необходи-мое «надо», чтоб голым не ходить!» Заметим, что Паша вовсе не «оторва» - приятный, развитой подросток. В джинсах от Армани.

Задача родителей, а иногда и психолога, - открыть подрастаю-щему ребеночку-жеребеночку его собственные возможности. Где же лежат эти волшебные ресурсы, чтобы хватило на «хочу»? Капитал каждого юного магната стоит на трех китах: деньги карманные, подаренные и заработанные.

ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТ

Карманные расходы. Чаще всего не-большие повседневные суммы ста-новятся действительно необходи-мы детям с 6-7 лет. Статьи расхо-дов в основном продовольствен-ные - сок или булочка на перемен-ке. Но ведь можно обойтись и без булочки! 15 рублей в день - это 30 рублей за два дня. А сколько к субботе сэкономишь... Не ругайте ребенка, если он экономит. Зато научится целесообразно расходо-вать средства, расставлять прио-ритеты, быть бережливым.

Педагоги считают, что в течение 3-4 месяцев ребенок привыкает считать сдачу, правильно хранить деньги, помнить, сколько их оста-лось. Вот что категорически не удается младшим детям - это пла-нирование. Они не представляют себе, что такое «через три недели». Если выплатить карманные на ме-сяц вперед, от них ничего не оста-нется уже через 5-6 дней. Поэтому в первые годы давайте деньги не реже 1 раза в неделю.

Карманные поступления уве-личиваются с возрастом наших де-тей. Сколько платить? Универсального рецепта нет. Пока вы остае-тесь для ребенка близким челове-ком, вам нетрудно представить его реальные нужды. У него появилась девушка? Друзья зачастили в тре-нажерный зал? Придется учесть и эти расходы, а также расходы на «железки», кино, кафе...

Важно.

Карманные деньги выдаются в уста-новленных размерах в оговоренные сро-ки, не подлежат отчетности (во всяком случае, явной) и не могут быть ни изъяты в наказание, ни восполнены в случае уте-ри или нерационального расходования.

Подарки.

Большинство российских психологов считают, что дарить деньги ребенку до 14-16 лет не стоит. Ориентироваться на его пожелания - да, выбрать вместе с ним - да, передать в руки кон-верт - нет! Значение конверта пе-реводится так: «У меня есть деньги, но нет на тебя времени. Мне все равно, что тебе интересно, чем за-няты твои мысли. Давай-ка ноги в руки и сам».

Если все же кто-то из родствен-ников подарил бумажку - пора-дуйтесь вместе с ребенком! Но предметно: «Помнишь, ты мечтал о гараже для машинок? Тетя Ира как чувствовала! Завтра пойдем вместе покупать подарок от ее имени». С подростком эти номера не пройдут, да и не нужны. Про-сто поговорите: как он распоря-дится деньгами - проест на моро-женое или купит что-то стоящее?

Важно.

Ребенок не должен тратить пода-ренные деньги как попало. Договоритесь, что он выдвигает предложение, а решение принимаете вместе на семейном совете.

Труд несовершеннолетних.

Вряд ли сто-ит всерьез обсуждать проблему: платить ли деньги за учебу, убор-ку или выгул собаки? Не обедняй-те высокую мотивацию этих по-вседневных обязанностей - стрем-ление к саморазвитию и успеху, желание помочь родителям, лю-бовь к животным. Другое дело -премии, бонусы, оплачиваемые « сверхурочные ». Оттереть 6 плиток на кухне, собрать 2 литра малины на даче -это для человека 6-7 лет настоящий трудовой подвиг, за который можно вознаградить. Отличный вариант - общесе-мейный труд, который позволит вместе немного заработать или сэкономить. Так, например, семья 12-летнего Миши К. дважды в год моет окна у папы в офисе. Поло-вина заработанных денег тради-ционно проедается в «Баскин Роббинсе», а остаток делится по-ровну на всех. И хотя маме легче дать Мише эти деньги просто так (семья не бедная), она почему-то уже три года устраивает этот «суб-ботник», иногда прихватывая и Мишиных друзей.

Официально устроиться на работу можно начиная с 14 лет. Например, на вакансии курьера, промоутера, озеленителя и рас-клейщика объявлений подросткам проще устроиться летом, во время каникул. Первые две «профессии» по-требуют или помогут развить у подростка навыки общения, уме-ние ориентироваться по карте, рассчитывать время. Максималь-ная оплата в Москве - 6,5-8 тыс. рублей в месяц. Если ваш возмужавший ребе-нок решил искать работу - не бе-гите впереди паровоза! Вам легче распознать и отсеять сомнитель-ные предложения и аккуратно «подсунуть» стоящие. Но! Окон-чательную точку в выборе должен поставить сам соискатель.

Важно.

Заработанные деньги ребенок име-ет право потратить на себя. Но если он захочет купить всей семье торт-мороже-ное - это добрый знак. Можно заранее рас-сказать истории о первой зарплате отца, бабушки, старшей сестры.

К концу нашего импровизированного родительского собрания дети и деньги становятся не такими уж и несовместимыми понятиями. Но хотелось бы ещё обратить внимание на тот факт, что, несмотря на все усилия взрослых, иногда дети всё же становятся на путь воровства. Дети ворую деньги. Почему?

5 ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ДЕТСКОГО ВОРОВСТВ

1. Недостаточное внимание со стороны родителей. Недолюбленные дети пытаются обратить на себя внимание хотя бы таким способом - смотрите, я вор! Кстати, при этом объектом воровства может стать что угодно. И кража мелочи из маминой сумки здесь - самый «безобидный» вариант.

2. Потребность в самоутверждении. Один классно гоняет мяч, второй на матема-тике все время руку вверх тянет. А если ни то, ни другое - как выделиться? Вот бы купить крутую «фишку», так чтобы все сгрудились посмотреть! Особенно касается подростков.

3. Желание быть не хуже других. Оно направлено вначале на игрушки, а затем - на одежду, «прибамбасы» и карманные деньги.

4. Соблазн безнаказанности. Когда деньгам «счета нет», когда мама и папа беспорядочно распихивают бумажки по карманам и ящичкам комода, ребенку бывает трудно удержаться.

5. Вымогательство со стороны старших ребят - такое происходит чаще всего в школе или во дворе.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Наталья ПАНФИЛОВА, семейный психолог

Всегда найдутся люди, которые богаче вас. Как помочь детям правильно это принять? Они начинают оценивать и сопоставлять покупательские воз-можности разных семей уже с 6-8 лет. Сравнивают вначале игрушки, а потом одежду, квартиру, машину. И начина-ются вопросы:

- Мам, а почему у нас на даче нет тако-го бассейна? Почему Катю шофер во-зит? Купишь велосипед, как у Павлика? Бубнить в ответ сердито: «У нас нет таких денег, отстань», - не выход. Вы загоните проблему вглубь, пробуди-те в ребенке зависть и алчность, уроните самооценку. Как быть?

Правило №1.

Не теряйте эмоциональ-ный контакт - общайтесь! Со старшими детьми можно разговаривать о буду-щем: «От твоей зависти ничего не из-менится. Хочешь такую машину - да-вай подумаем, что и когда нужно будет для этого сделать. Мы обязательно поможем». Малышей, наоборот, переключайте, причем на сиюминутное: «Подумаешь, велосипед! Мы вот завтра поедем с папой в зоопарк». Но не надо строить дальних планов, для маленько-го ребенка через год - значит никогда.

Правило №2.

Не думайте, будто дети гордятся только вещами. Знали бы вы, как они хвастаются нашими подвигами! Мамины пирожки, папин волейбол на пляже, старший брат на машине покатал... Постоянно под-питывайте детское восхищение личны-ми и семейными достижениями.

Правило №3.

Количество денег, кото-рые водятся у ребенка, должно зави-сеть от трех факторов: а) возможности семьи, б) потребности ребенка, в) мате-риального уровня его однокашников. Эти факторы равноправны!

Правило №4.

Уровень окружения, среду выбирайте заранее. Стоит ли «пыжить-ся», зарабатывая деньги на элитную школу, если ваш ребенок будет там стыдиться своих китайских машинок или дешевых кроссовок? Выберите школу, секцию, студию, куда не надо приезжать на собственном жеребце и в бриллиантовых запонках.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Подростки

» » » » Родительское собрание: дети и деньги