Как правильно обучить ребёнка грамоте

Способность малыша говорить правильно - залог его успеха не только в учёбе, но и в жизни. Что делать и чего не делать, чтобы у ребёнка сформировалась полноценная, грамотная речь? Как правильно обучить ребёнка грамоте? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в данной статье. Читайте, обучайте и учитесь сами.

Грамотная речь - сложный комплекс самых разных знаний, навыков и умений. Одним из показателей владения языком является правильность речи. Ребенок должен говорить без ошибок в звуках, ударении и окончаниях слов. Кроме того, грамотная речь невозможна без богатого словарного запаса и умения пользоваться интонацией. Естественно, бранные слова и слова-паразиты недопустимы, а вот знание основных норм речевого этикета - обязательно! И еще: нужно учить ребенка выражать свои мысли последовательно и связно, учить его правильно выстраивать слова в предложение, а предложения - в текст. Конечно, все эти показатели связаны между собой, и невозможно стать по-настоящему грамотным человеком без развития хотя бы одного из них. Теперь разберемся, каковы же особенности и способы развития полноценной речи у малыша.

Мир звуков и слов

Прежде всего, на развитие детского языка влияет окружение, в котором находится ребенок. Конечно, малыш перенимает все - и хорошее, и плохое. Именно поэтому даже с крошкой нужно говорить правильно: называйте его ласковыми словами, но не искажайте звучание родной речи, не сюсюкайте! Старайтесь как можно больше разговаривать с малышом, обращать его внимание на предметы вокруг вас, разъясняя их свойства и назначение.

Не беда, что он пока мало что понимает, можете быть уверены - вы все делаете правильно. А скоро вашими надежными помощниками станут соответствующие возрасту ребенка книжки и аудиозаписи литературных произведений в исполнении профессионалов - известных актеров театра и кино. Теперь поговорим о контактах ребенка с другими детьми и посторонними взрослыми. К сожалению, общение вне дома нередко становится источником проблем. Очень часто дети в возрасте четырех-семи лет начинают употреблять бранные слова, подхватывая их в садике или на прогулке. Как правило, это происходит из-за нежелания отставать от товарищей, которые уже осмелились произнести «нечто» и теперь вовсю бравируют своими «достижениями». А ваш ребенок, естественно, хочет подражать более авторитетному в группе малышу, копируя эту пикантную особенность речи. Так что же делать, если ребенок вдруг стал ругаться, как извозчик? В таких случаях имеет смысл встретиться с родителями «авторитета» и договориться предпринять какие-то меры сообща. Кроме этого, конечно, нужно поговорить со своим ребенком. Вы можете, например, сказать ему, что давным-давно люди решили, какими словами можно выражаться, а какими - нельзя.А кто эти правила не соблюдает, с мнением того окружающие могут и не считаться. Ведь он не уважает общие обычаи и традиции. Скажите ему, что грубые слова сильно обижают окружающих людей. Объясните, что у взрослых людей всегда достаточно слов, чтобы выразить свои мысли, а чужими, да еще такими грубыми, пользоваться ни в коем случае нельзя. Правила этикета, связанные с речью, лучше преподносить ребенку ненавязчиво, но настойчиво. И, конечно, при этом не следует забывать о личном примере: нравоучения не помогают, если дома звучит брань. Соблюдение этих правил приведет к формированию правильной речи у малыша и к его гармоничному развитию.

Интерес к чтению

Педагоги единогласно утверждают, что дети, полюбившие чтение, испытывают гораздо меньше проблем с освоением грамотности и в устной речи, и в письменной. Кроме того, речь начитанного ребенка менее подвержена негативному влиянию внешних воздействий, так как у него всегда есть неиссякаемый источник новых слов, фраз, мыслей - его любимые книги.

Проверенный путь в развитии у ребенка интереса к книге чтение вслух. Знакомить малыша с книгой долг заботливых родителей, причем возрастных ограничений для начала этого знакомства нет. Недаром существуют книжки даже для самых маленьких. Только не забывайте, что читать нужно выразительно, не торопясь, соблюдая необходимую интонацию. В книжках для малышей много красочных картинок - разглядывайте их вместе с ребенком и обязательно их комментируйте. Не стоит продолжать чтение, если малыш устал и начинает отвлекаться - читайте только до тех пор, пока малыш действительно увлечен. Совместное чтение можно по праву считать настоящим творческим процессом. Но вот пришло время - ваш ребенок теперь читает самостоятельно... Это увлечение, конечно, необходимо поддерживать, но и контролировать его тоже придется. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в детской библиотечке были самые разнообразные книги. На первых норах это, скорее всего, будут проверенные временем сказки народов мира, рассказы и стихи отечественных и зарубежных авторов. Но хорошо было бы пополнить книжную полку малыша такими изданиями, как иллюстрированные детские энциклопедии и справочные издания, где вы вместе с ребенком всегда сможете найти ответ на любой вопрос. С такими изданиями стоит начать знакомить ребенка еще до школы, они непременно помогут ему в учебе. Почти все дети любят изучать древние мифы и легенды - к тому же эти книги часто бывают иллюстрированы знаменитыми художниками. Книги должны быть доступны для ребенка, но научить его относится к ним бережно - ваша задача. Старайтесь обсуждать с ребенком прочитанное. Задавайте ему вопросы, можете даже сделать вид, что что-то недопоняли. Это, с одной стороны, очень полезно для развития устной речи, с другой - дает хороший материал для бесед с малышом нa бытовые темы. Так вы постепенно сможете научить ребенка самостоятельно извлекать уроки из прочитанного.

Нередко дети увлекаются комиксами. Сами по себе комиксы не опасны, но нужно следить, чтобы не только они составляли круг чтения ребенка. И, конечно, обязательно полистайте странички: сами картинки и подписи к ним должны быть качественными, интересными, не содержать грубостей и примитива. Безусловно, чтение обеспечивает ребенку широкий словарный запас, но не только. Чтобы это занятие внесло вклад и в развитие ясности речи вашего малыша, обращайте его внимание на композиционную сторону текста. Попробуйте вместе посмотреть на любимую книжку с иной стороны: поясните, что рассказ или стихотворение всегда имеют название и (на что важно специально обратить внимание) у них есть автор - человек, который его написал. Почему автор выбрал именно такое название? Что он хотел этим сказать? Объясните, что любое произведение состоит из нескольких частей. В самом начале автор показывает нам героев, объясняет, о чем пойдет речь. Затем рассказывает саму историю, у которой, в свою очередь, обязательно есть завершение. Может ли, например, сказка состоять только из начала и конца или только из середины? Предложения в тексте могут состоять из одного слова, а могут занять и не одну строчку. Почему? Для таких бесед вам вовсе не нужно быть филологом, просто любите книгу и терпеливо занимайтесь со своим ребенком.

Родительские университеты

Если вы чувствуете искренний интерес ребёнка к родному языку, воспользуйтесь рекомендациями по проведению игр и упражнений для развития его красноречия. Такие занятия очень полезны!

Классификация. Задания могут быть разными: «Назови одним словом» (синичка, воробей, голубь -птицы) или «Исключи лишнее» (синичка, воробей, заяц). Для такой игры хорошо использовать рисунки.

Словообрэзование. Вы называете слово, а малыш должен сказать, как будет называться этот предмет, если станет большим или маленьким. Например: мяч-мячик-мячище.

Синонимы, антонимы. Ребенок по вашему образцу подбирает подходящие или

противоположные по значению слова к заданному.

Ребусы, кроссворды. Ребенок разгадывает соответствующие его возрасту готовые кроссворды, или вы можете сами составить для него забавный кроссворд, например, с именами его любимых сказочных героев.

Загадки. Малыш отгадывает загадки и пытается по аналогии придумать загадки самостоятельно.

По принципу игры «в города».Каждый участник называет слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего, распространяя его на любые объекты: цветы, имена, названия животных, предметы обихода и т. п.

Анализ прочитанного. С малышами постарше, которые уже готовятся пойти в школу, можно попробовать сделать что-то вроде «разбора стихотворения». Вы обращаете его внимание на выразительные средства языка, например, на эпитеты (особенные, красивые определения), сравнения, рефрены, объясняете, что такое рифмы.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Как правильно обучить ребёнка грамоте