Развитие деятельности, чтения и понимания

Казалось бы, зачем ребёнку читать книги, если есть компьютер, ин-тернет, телевидение? Детей при-влекают высокая скорость пере-дачи информации, нарушение ею всяческих границ. Модели обучения современных школь-ников совершенствуются с каж-дым днём. Значит ли это, что чтение книг уходит в прошлое? Нет, нет и нет! Это утверждают и ученые, и педагоги, и врачи.

Учёные уже вывели математически рациональную теорию интеллекта, которая по-зволяет в какой-то мере управлять его развитием. Быть умным можно научить. Но... математика интеллекта не «включается» без грамматики фантазии. Челове-чество за всё время своего суще-ствования не придумало лучшего способа для развития воображе-ния и интеллекта, чем чтение. Чтение положительно влияет на интеллектуальное и нравствен-ное развитие, способствует взаи-мопониманию родителей и детей. Интересные, содержательные книги помогают понять законы развития природы и общества, удовлетворяют познавательные интересы, развивают интеллект, формируют эстетический и худо-жественный вкус. Но родители должны понимать, что развитие деятельности, чтения и понимания происходит поэтапно, каждому возрасту соответствует свой уровень восприятия печатного текста.

С чего начинается любовь к чтению

Первоначальное увлечение чтением закладывается в семье с первыми детскими книжка-ми. Позже становление юного читателя происходит под влия-нием воспитателей, учителей, библиотекарей. У ребёнка, ра-стущего в читающей семье, ещё до школы формируются и сама потребность в чтении, и первые его навыки. Однако на этом пути его ждёт много препятствий и соблазнов.

Современным детям доступ-ны разные виды культуры - ви-зуальная, электронная, книжная. Однако каждая из них перенасы-щена образцами так называемой массовой, эрзац-культуры - бое-виками, триллерами, эротикой и т.п. Детей необходимо не толь-ко оградить от низкопробных «творений», но и увлечь полезным чтением, способствующим духовно-нравственному развитию, задающим высокие идеалы добра и красоты, мира и согласия.

Но как это сделать? Прежде всего, рядом с ребёнком долж-ны быть умные, авторитетные взрослые, которые могут направ-лять его читательский и познава-тельный интерес. В такой роли в разное время или одновременно выступают родители, педагоги, библиотекари.

Дошкольник

У них потребность в чтении начинает формироваться задолго до поступления в I класс. Решающую роль в процес-се развития деятельности чтения играют семья и детский сад. Ребёнок находится на подгото-вительном этапе читательской деятельности. Его первыми книж-ками становятся издания «для самых маленьких» - книжки-раскладушки, книжки-малютки. Это время пассивного чтения: ребёнок воспринимает книжку «на слух» и рассматривает кар-тинки. От умения родителей или воспитателей выразительно, эмоционально прочитать малы-шу сказку зависит очень многое. Здесь нужны богатая интонация, меняющийся тембр голоса, опре-делённый ритм чтения. Взрослые должны почувствовать и не упу-стить тот момент, когда у ребёнка не только появляются навыки понимания текста, но и возникает способность получать удоволь-ствие от книги, ждать продолже-ния чтения.

Основными особенностя-ми восприятия для детей до-школьного возраста являют-ся:

- способность сопере-живать, позволяющая ребёнку давать моральную оценку раз-личным поступкам персонажей, а затем и реальных людей;

- повышенная эмоцио-нальность и непосредствен-ность восприятия текста, что влияет на развитие воображе-ния. Дошкольный возраст наи-более благоприятен для разви-тия фантазии, так как ребёнок очень легко входит в вообража-емые ситуации, предложенные ему в книжке. У него быстро воз-никают симпатии и антипатии по отношению к «хорошим» и «пло-хим» героям;

- повышенная любо-знательность, острота восприя-тия;

- сосредоточение вни-мания на герое литературного произведения, его поступках. Детям доступны простые, ак-тивные мотивы поступков, они словесно выражают отношение к героям, их впечатляют яркий, образный язык, поэтичность произведения.

Младший школьный возрас

Психологи называют этот период порой перво-начального накопления. Мыш-ление младших школьников по своей конкретности и образности схоже с мышлением дошкольни-ков, но в то же время оно носит более понятийный характер. Важ-нейшим этапом в жизни ребёнка становится учёба. Первоклассник приступает к самостоятельному чтению, что характеризуется активным развитием деятельности чтения и понимания. Большинство детей к кон-цу первого года обучения уже до-вольно бегло читают. Дальнейшее активное освоение культурного пространства зависит от усилий учителей и библиотекарей.

Среди особенностей этого возраста следует выделить:

- сосредоточенность на учёбе, индивидуальное опре-деление наиболее привлека-тельных для себя творческих занятий (рисование, конструи-рование, художественная са-модеятельность и т.д.);

- возбудимость, эмоцио-нальность, требующие выхода в открытом выражении собствен-ных переживаний, впечатлений;

- яркое воображение, которое проявляется у ребёнка в желании жить жизнью лите-ратурных героев, придумывать «продолжения» полюбившейся книги;

- «эффект присутствия» в жизни литературных героев;

- не только понимание внешних связей между явле-ниями, фактами, но и проникновение в их внутренний смысл (появляется желание читать и перечитывать любимые книги).

Подростк

В подростковом возрасте проис-ходят дальнейшее формирование представлений о природе, обще-стве, человеке, постижение норм морали, художественных ценно-стей. Развиваются аналитическое мышление, познавательная и об-щественная активность. Подрост-ков начинают волновать серьёз-ные жизненные проблемы.

Среди особенностей пси-хологического развития на данном этапе можно выде-лить:

- активные поиски

- сферы приложения задатков и способностей (посещение круж-ков, студий, факультативов), по-явление новых увлечений;

- активизацию процесса самовоспитания, интенсивную социализацию, вхождение в группы по интересам;

- потребность видеть себя не только в настоящем, но и в будущем, появление интере-са к будущей профессии;

- тендерную идентифи-кацию - осознание своей при-надлежности к мужскому или женскому полу, вхождение в соответствующие социальные роли.

- учебная деятельность посте-пенно перестаёт быть всепогло-щающей, хотя некоторое время и остаётся основной.

Старшие школьник

Старший школьный возраст, или промежуточный между детством и взрослостью, за-вершающий этап первичной социа-лизации. Заканчивается обучение в средней школе, осуществляется выбор профессии, человек готовит-ся к самостоятельной жизни, полу-чает паспорт и права гражданства.

Возрастные особенности психики разнообразны и про-тиворечивы:

- появляется ярко вы-раженная потребность в осво-бождении от контроля и опеки

- родителей и старших вообще, происходит переориентация общения: всё более важными становятся отношения не со взрослыми, а со сверстниками;

- развивается стремле-ние к самовыражению, утверж-дению собственной значимо-сти- центрами притяжения для молодого человека становятся различные неформальные груп-пы;

- круг интересов выходит за рамки учёбы, успеваемость на этом этапе далеко не всегда свидетельствует об успешном, гармоничном развитии лично-сти;

- формируются ценности и жизненные планы- часто жела-ние преуспеть в жизни опережа-ет психологическую готовность к ответственным решениям;

- особое место в жизни молодого человека занимают сек-суальные переживания.

Что касается чтения, то здесь большое значение приобретают мода, популярность того пли иного произведения. Молодого читателя зачастую волнует не сама книга и её осмысление, а то, какое впечат-ление произведёт на окружающих факт знакомства с нею.

Развитие деятельности чтения в юно-шестве неравномерно. Выделя-ются различные читательские группы: по интересам и предпо-чтениям, начитанности, уровню культуры чтения и т. д. Например, по уровню культуры чтения спе-циалисты выделили следующие группы:

• малочитающие или чита-ющие случайно (уровень самосо-знания обычно невысокий);

• читатели с односторонни-ми интересами (чаще всего люби-тели приключенческого и детек-тивного жанров);

• читатели с разнообразны-ми интересами (чтение поисковое и хаотичное);

• молодые люди, отличаю-щиеся целенаправленностью чте-ния, сформированным вкусом, са-мостоятельностью в выборе книг;

• молодёжь, чей спрос огра-ничен только учебной литерату-рой, чтением «по заданию».

Таким образом, каждый воз-растной период характеризу-ется своими особенностями понимания действительности, своими предпочтениями. В зависимо-сти от них варьируются педаго-гические задачи, а также формы и методы приобщения детей к чтению.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Развитие деятельности, чтения и понимания