Развитие ребенка в образовательном процессе

В возрасте девяти лет быстрыми темпами продолжается социальное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Однако дети еще не обрели полной независимости, поэтому им требуется поддержка родителей. Развитие ребенка в образовательном процессе - тема статьи сегодня.

В возрасте от семи до девяти лет происходит быстрое развитие социальных, когнитивных (познавательных) и интеллектуальных функций ребенка: у него появляются признаки адаптации к миру взрослых и более разумный подход к своим поступкам. С семи лет ребенок начинает посещать школу. Занятия в ней способствуют тому, что к девяти годам ребенок становится более организованным. В развитии ребенка с семи до девяти лет можно выделить несколько основных направлений: физическое развитие, развитие познавательных способностей (в том числе способности к решению проблем и рассуждению), развитие способности к самовыражению и социальных отношений. Процесс познания в общих чертах можно определить как совокупность мышления, восприятия и запоминания.

Влияние родителей

В семилетнем возрасте ребенок еще позволяет родителям направлять его жизнь в ту сторону, в которую они считают нужным. Хотя ребенок развивается как личность, он, как правило, соглашается с тем, что родители выбирают для него место проживания, еду, школу и место отдыха. В этом возрасте у ребенка появляется велосипед, книги, компьютер, спортивные принадлежности, иногда простой фотоаппарат. Семилетние дети, как правило, схожи между собой в одежде и занятиях.

Ключевые особенности развития ребенка среднего возраста (6-12 лет):

• радость от познания мира за пределами семьи;

• психосексуальное развитие;

• появление моральных принципов;

• развитие познавательных навыков.

Моральные принципы

Дети в возрасте от семи до девяти лет проявляют чрезвычайный интерес к тому, что хорошо, а что плохо, за что их накажут, а за что похвалят. Их развитие находится на той стадии, когда моральные принципы становятся важной частью жизни. Однако их суждения о хорошем и плохом в известной степени ограничены: они не делают различий между преднамеренным и случайным причинением вреда. Например, можно спросить ребенка, какой проступок он считает более тяжким:

• Девочка несет на подносе несколько чашек, блюдец и тарелок. Девочка идет, поднос выскальзывает у нее из рук, и вся фарфоровая посуда разбивается. Ребенок сердится на маму и от злости кидает тарелку на пол- тарелка разбивается. Большинство маленьких детей посчитают, что в первом случае девочка совершила более тяжкий проступок, поскольку разбила больше посуды. Однако в возрасте от пяти до девяти лет дети начинают постепенно понимать, что основное значение имеет не результат действия, а намерение. Детям в возрасте от семи до девяти лет для осуществления каких-либо действий все еще требуются подсказки. Они начинают использовать простую логику, и в дальнейшем у них разовьется логическое мышление, которое поможет в решении различных жизненных задач. Дети, которые проходят этот этап, могут разложить кукол по росту, ориентируясь на их внешний вид, но не могут решить, например, такую задачу: «Если кукла А выше куклы Б, но ниже куклы В, какая кукла самая высокая?» Для ее решения необходимо гипотетическое и абстрактное мышление, которое, как правило, начинает развиваться в 10-11 лет.

Правда и выдумка

Появление моральных принципов и стремления к поиску абсолютной истины происходит у детей, когда они начинают сомневаться в существовании Деда Мороза и задавать взрослым вопросы о смерти. В восемь лет дети уже могут отличить правду от выдумки и не поверят тому, что детей приносят аисты. К восьми годам дети чрезвычайно практичны: им нравятся истории о реальных людях, которые проявили храбрость или ум, или об обычных взрослых или детях, проявивших неординарные способности. В этом возрасте многие дети открывают для себя мир книг и увлекаются чтением, особенно в семьях, где родители любят читать, а время просмотра телевизора ограничивается. Двигательные навыки ребенка продолжают быстро развиваться, и это, в сочетании с неукротимой энергией и энтузиазмом, позволяет ему с удовольствием делать различные поделки, рисовать, шить и играть в механические игрушки, такие, как например, железная дорога.

Развитие эмоциональной сфер

Регулярное обучение требует упорства и настойчивости для выполнения заданий. Дети в возрасте семи - девяти лет иногда устают от этого и становятся раздражительными и подавленными. Они могут в некоторой степени владеть собой, но усидчивость и самоконтроль в этом возрасте еще довольно слабы. Если дети слишком устают, они начинают вести себя как маленькие. Тем не менее, начиная с восьми лет психика ребенка становится все более устойчивой, он меньше зависит от взрослых и не настолько эгоцентричен, как многие дети младшего возраста. Очень важно, чтобы у ребенка был лучший друг, с которым он сможет часами играть и разговаривать без вмешательства взрослых.

Энергичные игры

У детей от семи до девяти лет такое огромное количество энергии, что им необходима физическая активность, такая, как например, теннис, плавание, футбол, бег, катание на роликах, танцы и дружеские драки (последнее касается мальчиков: девочки чаще ссорятся и пререкаются на словах, чем бьют друг друга). Детские игры бывают настолько энергичными, что иногда утомляют родителей и учителей. Поэтому неудивительно, что детям этой возрастной группы нужно спать около 70 часов в неделю, то есть по 10 часов каждую ночь. Многие дети спят меньше, но врачи предупреждают, что хроническая усталость, возникающая из-за недостатка сна, неблагоприятным образом влияет на обучение в школе и социальное развитие.

Требования к пищевому рациону

Плохое питание также является причиной беспокойства врачей и родителей детей этой возрастной группы. Очень часто дети не завтракают дома, съедают школьный завтрак всухомятку и переедают на ночь. Диетологи и педагоги считают, что для хорошей успеваемости в школе и нормальной социальной активности детям необходимо сбалансированное питание как дома, так и в школе.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Развитие ребенка в образовательном процессе