Все мы учились в школе, постигая различные предметы с одними и теми же учителями. Но кто-то знал один предмет лучше другого, а кто-то - наоборот, то есть при изучении одного и того же материала запоминал каждый его по-разному. В этом и заключается понятие способностей. Вообще, задатки и способности проявляются в любой сфере деятельности: в школе, на работе, в спорте, дома и так далее.
Рассмотрим официальные данные
Показателями наличия тех или иных способностей служат:
- насколько человек быстро и оперативно осваивает ту или иную деятельность в умственном или физическом труде;
- насколько достижения человека выше общепринятого среднего уровня.
Каждый из нас индивидуален
То, как быстро и легко человек овладеет деятельностью, зависит от того, насколько быстра его реакция, а также от качества работы человеческих анализаторов. Также необходимо учитывать основные свойства индивидуальности, то есть у каждого существуют определенные индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям непосредственно деятельности. Задатки и способности позволяют выбирать ту или иную профессию при достаточном количестве знаний.
Всегда нужно работать над собой
Ни одна деятельность не ограничивается одним видом способности. Необходимо сочетание различных взаимосвязанных задатков к изучению. Для литературы, например, кроме умения эстетически воспринимать окружающий мир, необходимо быть впечатлительным, наблюдательным, иметь память на образы и способность к грамотному и выразительному языку. При слабом проявлении одной из способностей необходимо приложить все силы для ее развития - упорный труд все равно окажет свое позитивное влияние. Если говорить о науке, то на первые позиции выходят умственные способности человека.
Классификая различных качеств
В основе способностей лежат ведущие и подчиненные (опорные) ее свойства. Например, в педагогике ведущее свойство - умение находить общий язык с детьми, а подчиненное - присутствие наблюдательности. Стоит рассмотреть виды способностей. Все способности делят на:
- общие, обуславливающие насколько легко и продуктивно человек овладевает и осуществляет ту или иную деятельность;
- специальные, определяют, насколько человек способен изучать и развиваться в узкоспециализированных видах деятельности.
Прочие особенности способностей
Также способности могут быть теоретическими, учебными, межличностными. Степень совершенствования способностей позволяет выделить одаренных людей, талантливых и гениальных.
Несколько нюансов
Отметим, что задатки и способности всегда взаимосвязаны. Те качества, из-за которых у человека происходит успешное формирование и развитие способностей, называют задатками. Часть задатков приобретается генетически при рождении ребенка, а часть формируется в процессе жизненного развития. Задатки бывают:
- общими считаются задатки, связанные с общим строением человека и цельным состоянием внутренних и наружных органов;
- специальными называют задатки работы головного мозга;
- периферические имеют связь с восприятием информации;
- сенсорные обуславливают процесс восприятия и обработки информации с помощью органов чувств.
Заключение
Естественно, задатки и способности заложены в каждом человеке с детства и по мере его развития совершенствуются. Если стоит задача улучшения каких-либо способностей, в этом поможет упорный труд.
Внимание, только СЕГОДНЯ!