Задатки и способности в развитии ребенка

С тех пор как по телевизору показали первую «Фабрику» вкупе с конкурсом «Стань звездой», в стране наблюдается скрытая форма «звездной лихорадки», поразившей детей от 5 до 17 лет. Симптомов у болезни немного, но они очевидны - патологическое желание быть знаменитым и богатым. Печально, что та же тенденция наблюдается и среди родителей. Они пытаются выявить задатки и способности в развитии ребенка, чтобы поскорее возвести его на Олимп…

Когда изо дня в день крутят программы, где из «обыкновенных» мальчиков и девочек делают звезд, мало кто не возомнит себя не менее красивым и талантливым. «Почему Маша-Саша-Даша мо-гут, а я, что, хуже?!» - спрашивает себя ре-бенок, сидящий у эк-рана. И нельзя ска-зать, что он не прав, но если он прав, то как объяснить ему, что звездой все-таки мо-жет стать не каждый?

Поощрять или не поощрят

Иногда родители сами провоци-руют своих чад в склонности за-вышать собственные способности. С малых лет ставят на табуретку и «купают» в овациях после нев-разумительных полунавранных стишков: «Ты чудо, какой умни-ца, просто артист растет!» Такой вот артист через десять лет за-думает поступить в театральный, провалиться на первом же туре, и дай Бог, если не пойдет то-питься. Дети очень чувствитель-но воспринимают оценку взрос-лых, и здесь главное - не на-вредить. Если вы вдолбите сво-ему ребенку, что у него три ма-кушки и против его фальшивой игры Рахманинов просто ребе-нок, вполне вероятно, что такое заблуждение будет долго сидеть у него во всех трех макушках. Не надо захваливать явные и надуманные таланты своего ма-ленького гения - ему же боком выйдет.

Лучший способ помочь разви-тию имеющихся задатков и способностей - объяснить дитяти, что без тру-да, кропотливого и нудного, ни-какой супердар не развить. Ма-стерство - это не природное яв-ление, а каждодневные многоча-совые тренировки. Будь то спорт или искусство. Хорошо бы дать почитать пару биогра-фий или хотя бы развернутых интервью его кумиров - никто из знаменитостей не рассказыва-ет, как легко и просто ему дос-талась слава. Прежде всего по тому, что это не так.

Внимание должно быть разумны

Когда на ваше чудо-чадо жалуются соседи, мол, раскроет окна, выставит колонки и включает громкую музыку на весь двор, не спешите скидывать усилители с восьмого этажа. Вполне возможно, что вашему ребенку про-сто хочется привлечь к себе внима-ние. Частенько мечта стать знамени-тым возникает как раз оттого, что не-дополученная еще в детстве забота со стороны родителей выливается в желание получить ее от поклонников. Вспомните, когда в последний раз вы интересовались не оценками, а сче-том в последней игре его любимой футбольной команды? Очень часто дети не обсуждают свои интересы с родителями не потому, что не хотят, а потому, что ими никто не интересуется.

Если ребенок не слишком общи-телен, он вряд ли сам поведает увле-ченной «Полем чудес» маме, что группа, которую он уже давно обожа-ет, наконец выпустила дебютный аль-бом или заняла первое место в пре-стижном хит-параде. Такие вот мело-чи могут со временем сложиться в плотную стенку, которую нельзя бу-дет пробить укорами: «Я тебя родила, ночей не спала, во всем себе отказы-вала, а теперь все узнаю последней, будто не мать тебе, а чужая». Поэтому, если вы не против того, чтобы ваш ребенок прославил фами-лию, приложите максимум усилий для того, чтобы, получая «Оскар», он со слезами на глазах поблагодарил вас, а не режиссера и оператора.

Философия кнута без пряник

Известно, что подросткам уже сложно что-то указывать, они ста-новятся упрямыми и заносчивыми. Ругай не ругай, читай не читай мо-раль - это бесполезно, пропасть между вами может только увели-читься. Попробуйте немного мани-пулировать своим ребенком. Хоти-те, чтобы он прочел Толстого, Чехо-ва, Достоевского. Тогда не говори-те, что это сделает его образован-ным, а скажите по-другому: «Прав-да, если судить по твоим настоль-ным книгам, вряд ли ты поймешь «Мастера», здесь нужен некий ли-тературный багаж, а его, читая только Гарри Поттера, скопить не-реально». Дочь собралась стать актрисой, поэтому забросила исто-рию? Бесполезно объяснять ей, что эта вечная наука пригодится в будущем. Лучше сострить: «Пред-ставляю, как ты станешь знамени-той, будешь давать журналистам интервью и на вопрос: «Вы хотели бы сыграть в исторической ленте, например в «Одиссее» или «Илиа-де»?» ответишь: «Я с удовольстви-ем блесну талантом и в роли Одиссеи, и в роли Илиады». А бу-дущей топ-модели, забросившей математику, лучше аргументиро-вать монументальность точных на-ук так: «Когда ты станешь полу-чать миллионы долларов от одного лишь участия в рекламе, кто будет вести твою бухгалтерию, если ты даже простые числа складываешь не в уме, а на калькуляторе?» Главное, не переерничайте и не перестарайтесь в своем сар-казме.

Вкус - дело тонко

Родителям необходимо отслеживать все то, что смот-рят, слушают и читают их дети. Но просто запрещать что-то бесполезно, надо уметь подменять «негативные продукты» на разумные и интересные знания. Особен-но опасно сегодня телевидение. Понятно, что школь-ник, вернувшись после занятий, может элементарно включить любой канал, поэтому прятать от него пульт - смешно. Но часто случается, что мамы просматрива-ют сериалы совместно со своими детьми, причем совсем еще крохотными - двух-трех лет. А это как раз тот возраст, когда идет стремительное развитие ребенка - малыш впитывает все как губка. Ничего удивительного, что потом он со всеми антропо-логическими подробностями рассказывает родителям, как на этот свет появляются дети.

Развивая своего ребенка - развивайтесь сами. Ходи-те вместе с ним в театры, на выставки, концерты, да-вайте читать больше хорошей классической литерату-ры. Запишите чадо во всевозможные кружки и курсы. Когда у детей мало свободного времени, они редко тратят его на телевидение. Трудно переоценить роль задатков и способностей в развитии ребенка, данных ему природой, но без вашего внимания и приложенных усилий они просто продадут зря. И потом ваше чадо, повзрослев, выскажет вам свою обиду насчет нереализованных талантов и упущенных возможностей.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Задатки и способности в развитии ребенка