Кейт бланшет в роли ангела

В мае на экраны вышел масштабный исторический фильм Ридли Скотта «Робин Гуд», в котором Кейт Бланшет играла возлюбленную легендарного разбойника - деву Марианну. И в этом же месяце ей исполняется 41 год. Ее щадит время, обходят стороной скандалы, семейную идиллию не тревожат никакие шторма. Она идеальна настолько, что в нее трудно поверить. Безупречность сияющей стеной заслоняет от нас саму Кейт, не позволяя понять, какова она на самом деле. Приходится изучать ее персонажей - ловить образ в отражении, и в этом фильме Кейт Бланшет в роли ангела, и эта роль ей удалась.

Кейт Бланшет уважает себя за эту роль. Расскажем почему.

Мисс «Полное совершенство во всех отношениях»: безупречная фарфоровая кожа, идеально уложенная прическа, едва заметный макияж. Изящные жесты, соблазнительная и вместе с тем решительная походка, резкость суждений, острый ум и неженская отвага. Умение выглядеть одинаково соблазнительной в дизайнерском вечернем платье, мужском костюме и спортивной форме. А еще - заоблачный талант.

Гордая осанка и непроницаемое лицо-маска. Аура величия, не позволяющая никому подойти слишком близко. Талант организатора и стратега. Умение не размениваться на мелочи, а всегда и во всем видеть главную цель. И вместе с тем способность не стесняться, проявляя слабость - ведь королевы, тоже женщины.

Кейт Бланшет сыграла двух королев. Елизавету I Английскую - в прославившем ее фильме Шехара Капура «Елизавета» и его продолжении «Золотой век». И королеву эльфов Галадриэль - в фэнтези-эпопее «Властелин колец». Впрочем, по ее собственному признанию - искреннему, как всегда, - в последней роли ей хотелось сняться только потому, что она всегда мечтала примерить заостренные ушки. Зато за первую она была признана лучшей из всех экранных монархов. И определенно Бланшет выбирали на роль не за внешность (достаточно посмотреть на портреты королевы, чтобы увидеть, как они непохожи - скажем, у той были карие глаза, а у Кейт они голубые). Малоизвестную актрису, снявшуюся в нескольких австралийских фильмах и сериалах «для внутреннего потребления», режиссер увидел в костюмированной ленте «Оскар и Люсинда», где Бланшет исполняла роль английской аристократки, и решил, что самая первая английская леди должна выглядеть именно так. Индиец, что с него возьмешь. Кейт ухватила самую суть даже не столько Елизаветы, сколько любой женщины во власти: стремление охранять и защищать, а не отнимать чужое, и сверхъестественное умение не сломаться, когда с таким трудом собранный по кирпичику мир рушится в одночасье.

Внутренняя сила Кейт Бланшет, которой многие восхищаются, - обратная сторона осознания того, насколько хрупок и непрочен привычный порядок вещей и каждая отдельная человеческая жизнь в нем. К киношной Елизавете это осознание пришло после предательства ее возлюбленного Роберта Дадли. Кейт же поняла это довольно рано - в десять лет, когда ее отец скончался от сердечного приступа. «В тот день я сидела у окна и играла на пианино, папа прошел по лужайке перед нашим домом и махнул мне рукой на прощание... и все. Я тогда сделала свои выводы из происшедшего. Решила, что надо по-настоящему прощаться, если куда-то идешь, потому что ведь может оказаться, что уходишь навсегда. Мама посылала меня за молоком на другой конец улицы, я брала деньги и прощалась с ней всерьез, потом прощалась со всеми, кто был в тот момент дома. Если я, уходя, что-то забывала, и приходилось вернуться, весь ритуал повторялся. Странно, но, ни мой старший брат Боб, ни Женевьева, младшая сестра, никогда не смеялись над этой моей странностью».

Видя, как нелегко ее матери, простой учительнице, управляться одной с тремя детьми, Кейт решила получить престижную профессию и отправилась поступать на экономический факультет Мельбурнского университета. Но вскоре стало понятно, что все эти цифры и формулы ей не даются. В полном расстройстве, страшно ругая себя за проявленную слабость, перфекционистка Кейт бросила университет и уехала путешествовать в одиночку: сначала в Англию, потом в Египет. В Египте в гостиницу, где она остановилась, однажды заглянул специалист по кастингу, искавший актеров для массовки. Кейт нужны были деньги, и она согласилась. Кино оказалось спортивным - о боксе, а от массовки требовалось сидеть на трибунах и громко вопить при каждом удачном ударе. Неудивительно, что будущая актриса сочла киноиндустрию совершенно бестолковым занятием.

Однако по возвращении в Мельбурн Кейт поступила в Национальный университет драматического искусства - правда, она мечтала быть не актрисой, а режиссером. Ей припомнился опыт любительских постановок в женском колледже, который она заканчивала: там ей удалось поставить спектакль по роману Хораса Маккоя «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» В выборе профессии Бланшет тоже проявила себя как истинная королева - ведущая, а не ведомая, автор, а не исполнитель. Просто в дальнейшем оказалось, что играть на сцене у нее получается лучше: молодую актрису буквально завалили профессиональными наградами, а там и до телевидения и кино было недалеко. Словом, все произошло, как считает Кейт, совершенно случайно, ибо такова жизнь: «Я живу в мире, где все относительно. Работа, успех? То, что я считала своими достижениями, не раз оказывалось на полу в монтажной - в отходах съемочного процесса. Люди, которых мы считали близкими, могут отдаляться - не по каким-либо причинам, а просто жизнь такая. Жизнь - не фильм, сюжет в ней проследить куда сложнее, мотивы поступков иногда скрыты или ложны. Смысл только в твоем личном ощущении - все относительно, кроме ощущения счастья. Или несчастья. Я говорю именно об ощущениях, а не об обстоятельствах».

Это философское отношение к взлетам и падениям «американских горок» бытия, видимо, и спасло актрису от звездной болезни. Ее героиня Галадриэль с успехом противостоит соблазну Кольца Всевластья, а самой Кейт удалось избежать всех искушений славы. По ее признанию, получив « Оскар », она только облегченно выдохнула: «Кому нужна суета вокруг «Оскара»? Да моей маме. Она так за меня болела! А я болела за нее. Но я никогда не хотела быть Еще Одной Большой Голливудской Звездой».

Взъерошенный юноша-поэт, взбалмошный раб своего вдохновения. Угловатый, ершистый, вечный подросток, бунтарь против всего на свете, безразличный ко всему, кроме творчества. Неприятный собеседник, ненадежный друг, невнимательный любовник - но во всем, что он делает, буйной волной хлещет такая внутренняя свобода, что окружающим остается только завидовать.

Со времен Сары Бернар, сыгравшей на сцене Гамлета, мужские роли - не травести, как в «Двенадцатой ночи» или «Парни не плачут», а роли настоящих мужчин, - остаются заветной мечтой многих актрис. Преуспеть на трансгендерном поле не удалось почти никому. Среди феноменальных счастливиц - Тильда Суинтон («Орландо») и Кейт Бланшет («Меня здесь нет»).

Принято считать, что «Меня здесь нет» - фильм о Бобе Дилане, но в нем мало биографического. Это эксперимент: шесть актеров играют шесть разных личностей, которые без труда помещались в великом музыканте. Персонажей даже зовут по-разному. Кейт достался образ Дилана-бунтаря, знаковой личности поколения. Зовут его Джуд Квин (и здесь королева!). Бланшет вновь подошла к образу со всей возможной серьезностью - даже засунула в брюки скомканный носок, чтобы легче было имитировать мужскую походку. «Ради съемок мне пришлось сильно похудеть, хотя я и не была толстой. Я ела два огурца и три листа салата в день. Кошмар. Еще я пробовала курить крепкие сигареты, которые так любил Боб. Самым большим комплиментом было, когда люди, увидев мои фотопробы, даже не поняли, что этот черноволосый взъерошенный молодой человек в кожаной куртке - Бланшет».

Закономерен вопрос: стала ли Кейт лучше понимать мужчин после того как побывала в шкуре одного из них? Пожалуй, она и раньше на это не жаловалась. Во всяком случае, с мужем, сценаристом и драматургом Эндрю Аптоном, они живут душа в душу тринадцатый год, у них трое сыновей - Дэшил Джон, Роман Роберт и Игнатиус Мартин. Между тем, когда она впервые встретилась с Эндрю, он ей совсем не приглянулся: «Мы с Эндрю встретились в каком-то публичном месте, он был с тогдашней своей подругой, я ее знала, и она мне очень нравилась. А вот мы с Эндрю друг другу не понравились: он мне показался заносчивым, а я ему - холодной и равнодушной. Но потом встретились снова и опять, же случайно, Эндрю заговорил о Тургеневе, о «Месяце в деревне» - очень тонкой и очень печальной вещи... И все. Этого было достаточно... Он поделился со мной своим Тургеневым и, кажется, потом поцеловал... и все разъяснилось». Свадьбу сыграли в австралийском национальном парке «Голубые горы», и напрочь забыли пригласить фотографа.

Сейчас супруги мечтают как-нибудь повторить ритуал только затем, чтобы запечатлеть это радостное событие. Казалось бы, семья, в которой жена добилась куда больших успехов, чем муж, обречена по определению. Ан нет - к Бланшет и Аптону это не относится. Просто Кейт занимается своим делом, Эндрю - своим, но при этом они стараются не расставаться надолго. Муж и дети готовы в любой момент сняться с места и поехать с Кейт на очередные съемки, а она откажется от самых выгодных кинопредложений, если супруг задумает интересную театральную постановку. В этом браке нет разделения территорий, страха наскучить друг другу - даже рабочий стол с компьютером у четы один на двоих. А тот факт, что внешность у мужа далеко не голливудская, актрису никак не задевает: она всегда считала, что мужчину делает сексуальным не тело, а ум.

Рецепт идеального брака от Кейт Бланшет? Он прост: выходите замуж за мужчину-единомышленника, равного вам по интеллектуальному уровню, и не пренебрегайте супружеским долгом. Да, Кейт - одна из немногих знаменитостей, открыто говорящих простую истину: согласие в браке во многом зиждется на гармонии в постели. «Вы должны быть готовы сделать нужные движения в нужное время. Я имею в виду ритм. Уверена: если у вас хорошие сексуальные отношения, тогда у вас будет и состояние своеобразной синхронизации друг с другом».

Худощавая растрепанная блондинка с нервными пальцами и сосредоточенным пытливым взглядом, на вид типичная выпускница гуманитарного колледжа. Она могла бы быть вашей соседкой или преподавать словесность в школе, где учится ваш ребенок. Она эмоциональна, сердечна в общении, всегда готова помочь, но подчас ей трудно разобраться в собственных чувствах. Она одновременно сильна и беззащитна, любой мужчина захочет укрыть ее пиджаком, а любая женщина - задушевно поболтать с ней на полуночной кухне.

Во всем многообразии персонажей, сыгранных Бланшет, ее героиня в фильме «Скандальный дневник» выделяется именно своей обыкновенностью - на ее месте могла бы быть любая из нас. Учительница Шеба Харт (ее играет Кейт) заводит роман со своим учеником - и становится объектом шантажа со стороны старшей коллеги Барбары Коветт (Джуди Денч), которая в обмен на свое молчание требует, чтобы Шеба вступила с ней в сексуальную связь. Что побудило Кейт, прославившуюся ролями сильных женщин, сыграть слабую жертву обстоятельств? Она любит говорить: «Не беритесь за роль, если вам не нравится персонаж». Кейт пришлась по душе хрупкость и уязвимость героини, ее внутреннее одиночество и море нерастраченных чувств. Всего этого нет в Бланшет: ей в жизни приходилось быть кем угодно, но только не жертвой. И тут понимаешь, наконец, что профессия актера - это не только каторжный труд, интриги и скандалы. Это еще и уникальная возможность побыть другим человеком, прожить другую жизнь, пусть и умещающуюся в два часа экранного времени.

Гламурную суету сует Кейт не любит по разным причинам. Главным образом ей не нравится, как глянцевые образы овладевают умами людей: «Смотрю иногда на актрис в Голливуде, в Нью-Йорке - они, как молью, побиты страхом. Страхом состариться, перестать быть привлекательными. Ботокс - это страх, вводимый шприцем... Дорогие, да ведь смерть не становится менее неотвратимой от того, что ваши лица неподвижны!»

Кейт не боится старости: кадры с красных дорожек выдают ее морщинки в углах глаз, но так как сама актриса не придает им значения, это безразличие передается и зрителю. Хотя уходом за собой она не пренебрегает, для чего во всех поездках таскает с собой отдельный маленький чемоданчик, забитый любимыми кремами и масками, потому что считает необходимым увлажнять и защищать кожу. Но главное (этот совет достался актрисе по наследству от матери) - не давать, ни единого шанса губительным солнечным лучам! Поэтому к багажу в случае поездок в южные края добавляется еще и пляжный зонтик.

Диеты и изнурительные тренировки? Это не для Кейт. Следить за фигурой она начала только после рождения второго ребенка, и то для поддержания формы ей вполне хватает пилатеса и редких партий в теннис. «Мои дети - это мой фитнес-клуб, - смеется Бланшет. - Потом я много работаю, а труд актера вполне себе физический, можете мне поверить».

Она панически боится погрязнуть в домашних делах: «Когда Дэшилу было несколько месяцев, я приступила к съемкам в «Охоте на Веронику». И тут у меня началась паника: я вдруг решила, что больше не смогу играть, как раньше, все мои чувства и мысли заняты ребенком. Я кормила сына грудью, у меня не хватало времени на глубокое обдумывание роли, на дискуссии за полночь, посиделки с коллегами. Но потом страхи прошли. Я просто стала работать, освободившись от снисходительности к себе и прочего барахла, занимающего актеров».

Кейт говорит, что дети научили ее ценить время и выбирать для себя то, что действительно важно. И надо сказать, у нее сверхъестественное чутье в том, что касается выбора. Пожалуй, настоящий секрет ее успеха - доверие к себе. И умение оставаться собой в каждом отражении.

Таков в глазах поклонников портрет нашей героини, но не менее ему соответствует одна из персонажей Кейт, великая актриса Кэтрин Хепберн. В 2005 году за эту роль в фильме Мартина Скорсезе «Авиатор» Бланшет получила свой единственный «Оскар» - и создала уникальный прецедент в истории Киноакадемии, завоевав статуэтку благодаря роли исторической личности, также награжденной «Оскаром» (да не одним, а четырьмя). Для Робин Гуда, Кейт Бланшет стала по-настоящему взрослой, как она считает.

Роль Хепберн делалась ею «по Станиславскому»: Кейт даже приобрела привычку каждое утро принимать холодный душ, как поступала королева старого Голливуда. Ежедневные водные процедуры - один из двух принципов Хепберн, которым она следовала всю жизнь, второй - всегда говорить правду. И с этим у Бланшет, кажется, тоже все в порядке. Среди журналистов она слывет закрытой и неконтактной, однако это поверхностное впечатление, на самом деле на прямые вопросы она дает такие же четкие и бесхитростные ответы. А то и добавляет кое-что. Скажем, она легко может рассыпаться в комплиментах таланту и профессионализму Брэда Питта, с которым снималась в «Вавилоне» и «Загадочной истории Бенджамина Баттона», и тут же с улыбкой добавить: «Но, честно говоря, смотреть на то, как он влюблен в Анджелину, на самом деле довольно противно. Просто ужасно». Пока интервьюер пытается вырваться из оцепенения и понять, действительно ли актриса имела в виду то, что сказала, Кейт переводит все в шутку. Но главное-то уже произнесено, и это именно то, что не решаются вымолвить вслух другие: в самом деле, сколько можно превращать личную жизнь в публичную и демонстрировать интимные чувства «по секрету всему свету»?! Сама-то Кейт очень сдержанна, и эмоций в свои слова и жесты она «кладет» ровно столько, сколько требует ситуация, не больше и не меньше.

На роль Кэтрин Хепберн ее выбрали не в последнюю очередь из-за внешности: у Кейт очень «староголливудский» типаж, из тех времен, когда в женщинах ценилась порода. Высокие скулы, тонкие запястья, лучистые глаза - такие дамы выглядят куда более хрупкими, чем на самом деле являются. В 1999 году журнал People включил Бланшет в число пятидесяти самых красивых людей планеты. При этом есть немало любителей кино, которые ценят актрису лишь за драматический талант, а ее внешность считают невыразительной: моя подруга-визажист как-то назвала ее «блеклым акварельным наброском». Да и сама Кейт говорит о себе как о «довольно бесцветной блондинке», предпочитая в одежде «оттенки старого телевизора» (белый, серый, черный), а в макияже - пастельные тона. Ее единственная слабость - яркая помада, цвета крови или раздавленных ягод.

Для роли в Робин Гуде, Кейт Бланшет действительно преобразилась, стала более опытной в исторических фильмах и отдала роли всю себя.

В Интернете можно найти немало фотосессий, для которых Бланшет превратили в женщину-вамп, одев в соблазнительные платья, уложив волосы чувственными локонами, сделав хищный мейк-ап. Женщина, которая смотрит с этих кадров, очень хороша, но у нее есть один недостаток: она не Кейт Бланшет. Кейт делают собой не прическа и макияж, а нечто иное: не то обезоруживающая улыбка, не то искорки насмешливого ума в глазах, не то непринужденность жестов и интонаций. Приглядевшись к Бланшет поближе, понимаешь, что она - сестра не звездам старого Голливуда, а новому поколению «актрис-хамелеонов», умных и сильных женщин, для которых внешность - далеко не главный товар на киношной ярмарке тщеславия: от Мэрил Стрип и Сью-зан Сарандон до Джулианны Мур и Джоди Фостер.

А еще Кейт родом из Австралии (хотя по отцу она американка французского происхождения), и об этом тоже следует помнить. Пятый континент - родина незаурядных, сильных духом женщин, которые кажутся хрупкими лишь до первой критической ситуации. Кайли Миноуг, Николь Кидман, Наоми Уотте - список наверняка будет продолжен, австралийское завоевание мира только началось. Кстати, австралийцы, хорошо, помнят, кто они и, откуда, и стараются держаться друг за друга, притом сохраняя отношения здоровой конкуренции. Скажем, сейчас Кейт с семьей живет в Нью-Йорке, на Брайтоне, и регулярно оставляет детей перебравшемуся туда же земляку Хью Джекману, который с удовольствием с ними гуляет и играет в снежки. А еще все знают, что она дружит с Николь Кидман. Тем не менее, когда Карл Лагерфельд пригласил Бланшет принять участие в новой рекламной кампании Chanel в образе мадемуазель Коко, Кейт ответила, что согласится лишь в том случае, если не попадет на страницы одного журнала с Кидман (как известно, Николь не первый год является лицом Chanel). Дружба дружбой, а на территорию чужих профессиональных амбиций лучше не забредать.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Биографии

» » » Кейт бланшет в роли ангела