Работа психолога в начальной школе

Сейчас, практически в каждой школе появилась должность детского психолога. Но далеко не все родители понимают, что именно должен делать психолог в начальной школе. Это и не удивительно, ведь раньше у нас такая профессия не была слишком распространена. Популярной работа психолога стала только в последнее десятилетие. Поэтому, отдавая своего ребенка в школу, многие задаются вопросом, чем именно может помочь ему психолог? Да и вообще, есть ли в этом необходимость. На самом деле, работа психолога в начальной школе очень важна. Ведь для детей большим стрессом является поход в первый класс. Ребенок, который привык к определенному коллективу и графику, далеко не сразу может подстроиться под школьное расписание, научиться общаться с коллективом и так далее. Вот поэтому, именно работа в школе для психолога становится самой ответственной.

Определение проблет

Для того, чтобы понять, в чем заключается работа психологов в начальной школе, необходимо определить, какие именно функции выполняет психолог и в каких случаях он может помочь. Для этого давайте поговорим о том, каким именно стрессам подвергаются дети в школе. Современный учебный процесс изначально дает большую нагрузку. Работа в классах и домашние задания усложнились. Поэтому, в начальной школе детям, зачастую, бывает сложно запомнить весь необходимый объем знаний. Из-за этого у них развеиваются стрессы, начинают появляться комплексы. Тем более, если педагог, работающий с классом, выбирает неправильную модель обучения: постоянно хвалит лучших, и при этом, всегда ругает худших. В этом случае в коллективах начинается своеобразное деление на «классы», которое, в итоге, может перерасти в угнетение. Кроме того, современные дети получают очень большой доступ к информации. Интернет дает возможность узнать практически все. Однако же, такое количество информации может принести не только пользу, но и вред, особенно неокрепшему детскому уму. Работа психолога в школе заключается в том, чтобы помочь детям адаптироваться, разобраться в новой информации, которую они получают и, в итоге, сформироваться как нормальная, адекватно развитая личность.

В начальной школе психолог обязан внимательно следить за детьми, чтобы предотвратить уходы из реальности или же нервные срывы. А такое, кстати, происходит намного чаще, чем нам может показаться. Просто родители не всегда это замечают, списывая на рассеянность и переутомление. А вот психолог должен вовремя определить первые симптомы подобных психологических срывов и сделать все, чтобы ребенок не чувствовал себя в школе, словно на каторге.

Игры и тренировки для дете

Чаще всего проблемы с адаптацией и психологической устойчивостью имеют дети, у которых есть проблемы в семье, дети-интроверты и ребята с неустойчивой психикой. На таких школьников психологу необходимо обращать внимание в первую очередь. Для этого проводится психологическая диагностика всех младшекласников. С помощью тестов, которые обыгрываются, чтобы ребенок заинтересовался и ответил, психолог определяет, с какими именно детьми необходима психологическая работа. Для того чтобы помочь ребенку, школьный психолог может организовывать специальные группы для общения. В них входят дети, которые имеют нестабильную психику или же проблемы в общении с одноклассниками.

Также, к таким группам ребят время от времени могут присоединяться малыши, у которых проявилось так называемое ситуативное эмоциональное расстройство. В подобных группах психологи проводят разнообразные тренинги, которые преподносят в форме различных игр. С помощью упражнений психолог может определить психологические возможности каждого ребенка, чтобы потом иметь представление, в каком именно направлении с ним необходимо работать. После этого, детей учат общаться друг с другом, основываясь на уважении к собеседнику. Если ребенок замкнутый, у него развивают эмпатию с помощью специальных тренировок и игр, которые помогают расслабиться и наладить контакт с другими участниками группы. Также, замкнутые дети, зачастую, являются некоммуникабельными. Для них у детских психологов тоже есть комплексы упражнений, которые помогают учиться легко и просто выражать мысли, свободно контактировать с другими детьми, уметь слушать.

Не смотря на то, что детским психологам приходится работать с малышами, к ним применяется множество методик, которые используются и для взрослых. Но, конечно же, с некоторыми изменениями. Детский психолог учит ребенка самостоятельно определять проблему, расставлять акценты, искать способы разрешения и делать выводы. Когда работа проходит в группе, дети все вместе думают над проблемами своих товарищей, предлагают свои варианты их разрешения. А психолог, в свою очередь, объясняет, что можно делать, что нельзя и почему. Школьные психологи, зачастую, общаются с детьми на те темы, на которые они не говорят с учителями. К ним относятся отношения с родителями, взаимоотношения с одноклассниками, поведение в стрессовой ситуации, школьная программа, нагрузка и многое другое. При правильной работе с детьми, они достаточно быстро начинают спокойно обсуждать с психологом подобные вещи, делятся своими переживаниями и мыслями. Основываясь на этом, психолог может определиться, что именно повлияло на психическую устойчивость ребенка и выработать индивидуальную программу помощи.

Основные задач

Одна из основных задач психолога - это умение искренне интересоваться проблемами ребенка. Дети очень хорошо чувствуют фальшь и начинают закрываться, когда понимают, что их проблемы, на самом деле, никого не волнуют. Но если психолог работает грамотно, очень скоро его труды дают свои плоды. Дети становятся более устойчивыми к стрессам, умеют анализировать различные ситуации и поведение людей, принимают решения, самостоятельно делают правильные выводы. Дети, с которыми работает психолог, постепенно начинают осознанно выбирать те модели поведения, которые меньше всего смогут навредить окружающим. Поэтому, можно сделать вывод, что должность школьного психолога является необходимой, поскольку помогает детям адаптироваться к взрослой жизни.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Детские учреждения

Похожие

» » » » Работа психолога в начальной школе