Как приучить ребенка к порядку и дисциплине

Вряд ли кому-нибудь из родителей хочется, чтобы их ребенок ходил в грязной одежде, раскидывал где попало вещи и оставлял за собой в раковине посуду. Но и отутюженный «ботаник», который не играет с мальчишками, что бы, не дай бог, не испачкать рубашку, не вариант. Где же золотая середина? Как приучить ребенка к порядку и дисциплине? И главное – не перестараться?..

Прежде всего, давайте выясним, для чего нужно приучать детей к чему бы то ни было? В конце концов все люди разные, есть и полные неряхи, живут же они, вполне довольные собой. «А вот и нет!» - возражают психологи. Есть по крайней мере несколько причин, по которым необходимо приучать ребенка к аккуратности. Во-первых, ПОРЯДОК РАЗВИВАЕТ. Мышление ребенка устроено таким образом, что его раз­витие происходит путем упорядо­чивания всего, что он видит. Если он постоянно видит перед собой хаос, то и развитие его замедляется. Во-вторых, НАДО УЧИТЬСЯ ЖИТЬ С ЛЮДЬМИ. В течение жизни вашему ребенку придется много раз оказываться в ситуациях, когда необходимо существовать бок о бок с другими людьми. Для того чтобы неаккуратность не мешала вашему ребенку строить с ними отношения, важно правильно организовать жизнь своей семьи. Психологи выделяют несколько принципов, которые нужно соблю­дать, чтобы вся семья усвоила пра­вила общежития.

ПРИНЦИП 1: Живи и давай жить другим

Правила просты: если ты что-то взял – верни на место, если ты что-то открыл – закрой, а если в

доме кто-то спит – не шуми... С детства необходимо приучить ребенка ухаживать за собой.

ПРИНЦИП 2: Только положительные эмоции

Никогда не наказывайте ребенка за не слишком фанатичное стрем­ление к уборке. Было бы парадок­сально, если бы ему нравилось драить полы или мыть посуду.

Не заставляйте ребенка зани­маться уборкой, он сам должен дозреть до этого: «Я убираю, пото­му что мне нравится, когда чисто».

Придумывайте разные сценарии для уборки игрушек (например, мягкие игрушки отправляются «на другую планету» - в коробку).

Устраивайте конкурсы (кто поло­жит игрушки в ящик быстрее).

НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ПОДРАЖАТЬ. Любой ребенок деятелен от приро­ды: в нем заложен инстинкт подра­жания взрослым. Именно поэтому он бросается помогать нам или копировать наши действия. Если в этот момент он услышит «Не лезь!», «Ты еще маленький» или «У тебя не получится», этот порыв будет пре­сечен на корню. А потом вы удив­ляетесь: почему он такой ленивый? Потому что ловить момент надо было раньше, когда он предлагал вам свою неумелую помощь.

ПРИНЦИП 3: Все надо объяснять

Вы должны не только подавать ребенку хороший пример обращения с вещами, но и объяснять, почему вы это делаете. Только тогда ребе­нок будет поддерживать порядок не механически, а впол­не сознательно.

• Расскажите ребенку про пыль: она вредна (в пыли живут клещи, которые вызывают аллергию).

• Объясните, почему надо класть вещи на место: потому что иначе в нужный момент вы их не найдете.

• Почему надо оставлять за собой все в том же виде, как было (закры­вать дверцы, не бросать открытым тюбик зубной пасты)? Потому что другой человек тоже захочет этим воспользоваться, и ему может быть неприятно.

ПРИНЦИП 4: Поддерживать порядок должно быть легко

Разумеется, не нужно излишне романтизировать процесс наведе­ния домашней и телесной чистоты: дела это рутинные и вряд ли стоят того, чтобы класть на них жизнь. Поэтому нужно постараться, чтобы эта необходимая часть бытия при­сутствовала в вашей жизни по минимуму. Сегодня, к счастью, для этого есть много способов. Обустройте свою квартиру так, чтобы содержать ее в порядке было легко и приятно:

• не используйте покрытия и отделки, которые собирают пыль (ковры, ковролин, драпировки);

• держите мелкие вещицы в шка­фах или на застекленных полках;

• избавьтесь от горизонтальных поверхностей, которые нужно часто протирать от пыли;

• заведите много коробок и кон­тейнеров для мелких вещей;

• не держите «на поверхности» сразу все детские игрушки: часть из них нужно прятать на верхние полки, а когда ребенок уже успеет их подзабыть, менять «экспозицию»;

• в ванной поставьте несколько контейнеров для грязного белья: для белого, черного и цветного - и объясните всем домашним, куда что следует класть (сразу приучай­те ребенка ежедневно менять тру­сики, носки, а также другую одеж­ду, если она стала «несвежей» по запаху).

ПРИНЦИП 5: Не торопиться

Стремление к порядку, появив­шись в раннем возрасте, претерпе­вает всевозможные изменения и метаморфозы. Часто дети по мере взросления из чистюль превраща­ются в нерях или наоборот. На это могут влиять самые разные психо­логические факторы. Но смысл остается один: полностью потреб­ность в чистоте и порядке форми­руется у человека достаточно поздно – уже к моменту полного созревания личности (примерно в 25 лет). Поэтому, если у вашего чада вдруг («Непонятно откуда – мы же такие чистоплотные») появ­ляются не совсем приятные при­вычки, не надо поднимать панику и бить во все колокола. Почти навер­няка, если в детстве у ребенка были заложены здоровые правила гигие­ны и аккуратности, то, став взрос­лым, он к ним вернется. Просто всему свое время. Иногда человеку нужно «перерасти» какой-то слож­ный период: чаще всего беспорядок в комнате подростка – это некая вещественная материализация неразберихи, которая творится у него в душе.

Эта таблица подскажет вам, как приучать ребенка к порядку и дисциплине более эффективно.

Возрас

Что может делать ребёно

Как ему помоч

С 1-го года

? собирать разбросанные игрушки

? складывать в стопку книги и журналы

? самостоятельно относить в ванную мокрые штанишки

? разгружать стиральную машину (выкладывать бельё в тазик)

? вешать курточку на крючок после прогулки

Все действия стараться производить вместе с ребёнком, всё показывать и по многу раз объяснять

С 2 лет

? помогать накрывать на стол (расставлять тарелки, раскладывать вилки и ложки)

? помогать на кухне (размешивать тесто для блинов, чистить картошку в мундире и т. д.)

? мыть за собой тарелку и чашку

? вытирать пыль специальной тряпочкой

? поливать комнатные цветы

? выносить за собой горшок

Необходимо оборудовать для ребенка личное пространство. Комната (или уголок в ней) должна быть устроена таким образом, чтобы каждая вещь имела в ней собственное место, досягаемое для ребенка

С 4 лет

? раскладывать в детской игрушки так, как ему нравится и кажется красивым (не мешайте ему и не навязывайте его волю)

? стирать в тазике свои мелкие вещицы: носовой платочек, носочки, трусики

? пылесосить и простирать с помощью швабры пол

У ребёнка просыпается чувство прекрасного: в этом возрасте для него особенно важно, как выглядит окружающее пространство. Следите за своей квартирой.

С 7 лет

? иметь постоянные домашние обязанности (например, следить за комнатными растениями, вытирать пыль в своей комнате, мыть раковину в ванной)

? самостоятельно следить за своим внешним видом (брать чистую одежду, отправлять в стирку грязную)

? уметь готовить простые блюда (яичницу, салат)

Не ругайте ребёнка, если он что-то сделает не так. Давайте ему больше самостоятельности. Поддержание порядка должно восприниматься как тяжёлая работа.

С 12 лет

? поддерживать порядок в зонах общего пользования (ванная, туалет, коридор, гостиная)

? свою комнату убирать самостоятельно

Максимально удобно устроить интерьер и купить хорошую технику.

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ.

Избавьте ребенка от занудной обязанности убирать квартиру в одиночку, лучше делать это всем вместе: один пылесосит, другой моет пол, третий вытирает пыль и т. д. Это получается и быстрее, и намного веселее. Кстати, взрослым тоже полезно перенять эту хорошую традицию и не сваливать все домашние дела на хозяйку дома.

Чтобы попробовать свои силы в умении жить рядом с другими людьми и не мешать им, ребенку очень полезно в возрасте 10-12 лет побывать в детском лагере. Часто дети возвращаются оттуда повзрослевшими и более аккуратными.

Читайте также:

Как приучить подростка к порядку?


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Подростки

Похожие

» » » » Как приучить ребенка к порядку и дисциплине