Артикуляционная гимнастика для детей

Начиная с самого раннего детства, а чаще - еще с младенчества, ребенок каждый день проделывает множество различных мимически-артикуляционных движений губами, языком, челюстью, сопровождая их разнообразными диффузными звуками (лепет, бормотание). Эти движения представляют собой первую стадию развития у ребенка речи, выступая как гимнастика всех органов, ответственных за речь, в обычной жизни.

Артикуляционно-мимическая гимнастика представляет собой основу формирования фонем и исправления нарушений звукопроизношения любого патогенеза и этиологии- чаще всего она включает в свой состав упражнения для тренировки всех органов артикуляционного аппарата, тренировки тех или иных положений языка, губ, мягкого неба, которые нужны для корректного произношения всех групп звуков.

Рекомендации родителям по проведению упражнений артикуляционной гимнастикидля дете

  • Все упражнения следует повторять не менее 4-8 раз;
  • Артикуляционную гимнастику следует проводить каждый день, чтобы навыки, вырабатываемые с ее помощью, закрепились как можно лучше. Оптимальнее всего выполнять упражнения несколько раз в день, минут по пять, причем не более трех упражнений за один подход;
  • Каждое статическое упражнение следует выполнять по 15-20 секунд (удерживание мимической позы);
  • При выборе упражнений, которые будут включены в артикуляционную гимнастику, следует учитывать и их последовательность, сначала выполняя простые упражнения, а уже потом переходя к сложным. Рекомендуется проводить занятия в игровой форме;
  • Давать новые упражнения следует перемежая с уже знакомыми, чтобы они закреплялись при помощи повторения. Если какое-либо упражнение у ребенка вызывает трудность, то лучше повременить с введением новых упражнений, а сделать упор на отработку старого материала, подав его в немного другой форме;
  • Комплекс упражнений следует выполнять в положении сидя, спина должна быть прямая, тело расслаблено, ноги и руки находиться в покое;
  • Хорошим началом будут упражнения для губ;

Для развития артикуляционного аппарата существует большое количество упражнений. Здесь приведены только некоторые из них.

Упражнения для гу

  • Трубочка (хоботок) - губы вытягиваются вперед в виде длинной трубочки;
  • Улыбка - улыбаемся так, чтобы не были видны зубы;
  • Заборчик - улыбаемся естественно, зубы сомкнуты;
  • Рупор (бублик) - зубы следует сомкнуть, округлить губы и вытянуть их вперед.

Упражнения для развития подвижности гу

  • Улыбка трубочкой - губы вытягиваются трубочкой вперед, после чего растягиваются в улыбку;
  • Сначала верхняя, потом нижняя губа, почесываются и покусываются зубами;
  • Пятачок - губы вытягиваются трубочкой вперед, после чего ими надо двигать в различных направлениях;
  • Уточка - щеки сильно втягиваются, после чего рот резко открывается с характерным звуком «поцелуя». Губами следует изобразить утиный клюв.

Упражнения для губ и ще

  • Растирание, похлопывание и покусывание щек;
  • Сытый хомячок - надувать щеки, поочередно и вместе;
  • Голодный хомячок - втягивать и удерживать щеки в таком положении;
  • Закрыть рот и надуть щеки, после чего ударить по ним ладонями, так чтобы воздух с шумом вышел.

Статические упражнения для язык

  • Лопаточка - широкий расслабленный язык располагается на нижней губе раскрытого рта;
  • Птенчики - широко раскрыть рот, язык расслаблен и лежит ровно;
  • Чашечка - широко раскрыть рот, после чего поднять язык так, чтобы боковые края и передний край не касались зубов;
  • Стрелочка (иголочка, жало) - рот открыт, напряженный узкий язык высунут как можно дальше вперед;
  • Сердитая кошка (горка) - широко открыт рот, кончик языка уперт в нижние зубы, средняя часть языка поднята вверх.

Динамические упражнения для язык

  • Маятник (часики) - Рот слегка открыт, губы в улыбке. Языком нужно под ритмичный счет тянуться к уголкам рта;
  • Качели - рот открыт, языком ребенок должен тянуться к подбородку и носу, либо попеременно к нижним и верхним зубам;
  • Чистка зубов - рот закрыт, языком следует медленно обводить зубы по кругу;
  • Змейка - рот открыт как можно шире, язык выдвигается вперед как можно дальше и убирается назад вглубь рта под ритмичный счет;
  • Спрячь конфетку (футбол) - рот закрыт, языком следует попеременно упираться сначала в одну, затем в другую щеку.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Артикуляционная гимнастика для детей