Возрастные кризисы в психическом развитии человека

Линия человеческой жизни никогда не бывает идеально прямой. Кроме неожиданностей, с которыми мы сталкиваемся каждый день, любой человек проходит череду кризисов, называемых возрастными. Возрастные кризисы в психическом развитии человека могут в корне изменить привычное течение жизни. Избежать их не удается никому. Не многие преодолевают их, оставшись самим собой и нисколько не изменившись.

Что за напасть - возрастные кризис

Слово «кризис» произошло от греческого «krineo», и буквально означает «разделение дорог». Фактически это решающий мо-мент для принятия решения, по-воротный пункт в жизни человека, организации, сегмента, природы, или любого другого детища Все-ленной. В каждом конкретном случае кризис протекает по-разному, хотя у всех кризисов одна стандартная схема. Для более четкого понима-ния сути кризисов в психическом развитии человека, их необходимо рассматривать дедуктивным ме-тодом, как Шерлок Холмс. То есть, от общего - к частному. Социальные психологи делят эти комплексы людских стра-даний на 2 типа: индивидуально-личностные и возрастные. Всякий возрастной кризис одновременно является и индивидуально-лично-стным, однако индивидуально-личностные могут возрастными и не являться. Возрастные, в свою очередь, делятся на детские (сюда же входят и подростковые) и взрослые. О детских кризисах известно на порядок больше, чем о взрослых, по двум причинам.

Во-первых, они больше нужда-ются в изучении, систематизации и преодолении. Согласитесь, что у ре-бенка шансов самостоятельно справиться с переломным момен-том и вырулить в нужную сторону на порядок меньше, чем у взрос-лого, имеющего опыт. Вторая при-чина: их изучение дается легче, чем анализ кризисов взрослых, в которых возрастает планка инди-видуальных особенностей и час-то «хромает» искренность ответов. Предкризисная ситуация мо-жет развиваться годами, даже де-сятилетиями. Может, разумеется, и месяцами-неделями. Но условия для ее накопления всегда одина-ковы: мы что-то в жизни упорно делаем «не так». Не то едим, не с теми живем, не там работаем. Мало того, в глубине души мы до-гадываемся о том, что делаем не так. Но свернуть «куда следует» то ли лень, то ли жалко, поскольку это грозит определенными поте-рями, то ли неизвестно направле-ние этого «куда».

Эзотерики и ма-териалисты объясняют причины кризисов по-разному, но суть от этого не меняется. В течение не-коего времени неправильные поступки накапливаются, и потом за это нам «воздается» по полной программе. В результате мы переживаем сначала нагнетание обстановки, а потом наступает возрастной кризис. В результате психологического дискомфорта происходит изменение жизненной ситуации. Именно на период кризисов приходится наибольшее количество разводов, крупных ссор с близкими людьми, увольнений, период плохой учебы и отклонения в поведении. Возрастной кризис - это как взрыв атомной бомбы. Всё словно переворачивается вверх ногами. Наши мысли и наши поступки могут впоследствии удивить нас самих. Как я могла так поступить? Неужели я так думала об этом человеке? После кризиса возможны два пути:

- «Смерть-возрождение». Сначала возда-лось, затем поняла за что, сделала выво-ды, исправила ошибки, смыла все лишнее, продолжила обновлен-ное и позитивное существо-вание - для одних;

- «Черная полоса». Крепко «получила», ни-чему не научилась и двинулась дальше в поисках легких путей, с которых очень скоро опять собьет очередной коллапс - для других.

Чаще всего из своих и чужих уст мы слышим о «черной полосе» в жизни. Но по наблюдению психологов, «белых полос» в нашей жизни гораздо больше! Поразительно, несмотря на общее несовершен-ство мира, в большинстве случа-ев личностные кризисы заканчи-ваются по первому сценарию. Происходит это потому, что кризис - один из элементов естествен-ного отбора. Почти все мы под-сознательно настроены на его ус-пешное прохождение. Наиболее вероятное позитивное окончание кризиса - успокоение и последую-щий жизненный всплеск. Часто именно после возрастного кризиса происходит творческий подъем. Люди решаются коренным образом изменить жизнь в лучшую сторону. Стараются успеть сделать в жизни что-то важное, значительное.

А вот тех, кого затянула депрессия, кому лень осмыслить причины возрастного кризиса и его последствия, ждет незавидная судьба. Наи-более вероятные последствия - стагнация, заболевания (в том числе и психические), неразрешимые проблемы с друзьями, в семье, на работе. Если подходить к вопросу образно, мы или всплываем, от-толкнувшись ступнями от дна (как лягушка в небезызвестной сказке) - или тонем.

Детские возрастные кризис

С детскими кризисами история немного другая, однако, по сути - это то же самое. Происходит переход в новое состо-яние организма и психики, непри-вычное, местами необжитое, «неразношенное» и потому давящее. В детской категории наблюдают ряд основных кризисов, между которы-ми возможны и промежуточные. Од-нако вероятность и степень их про-явления сугубо индивидуальна и субъективна.

Годовалый кризис

- на первый взгляд, почти ерунда, но только на первый взгляд. Это выра-ботка отношения к миру и базовое бессознательное решение о при-нятии его либо непринятии. Любить окружающих, презирать, или боять-ся - решается здесь и сейчас.

Трехлетний кризис

- ярко негатив-ное поведение даже при общем по-зитивном настрое. Осознание понятия «нет», «нельзя», первый опыт неполучения желаемого.

Семилетний кризис

- кризис рас-ставания с детством. Социализация, обобщение всего, что можно обоб-щить (и чего нельзя), выбор на раз-вилке между комплексом неполно-ценности и ощущением собственной исключительности. В этом возрасте многие из нас впервые учатся гово-рить неправду.

Переходный возраст

обычно наблюдается в возрасте с 12 до 14 лет. Хотя может начаться и в 9 лет, а закончиться и в 21. Статистичес-ки большинство подростков «переходит» в другое состояние с 11 до 17 лет. Возраст наступления сексу-альной самоидентификации и, как следствие, повышения агрессивно-сти, гормональный всплеск и рез-кие перепады настроения. Борьба за самостоятельность, первые ла-сточки последующих психических проблем. С 18 до 20 лет обычно происходит окончательное расста-вание с детством, выбор профес-сии, начало долгой и упорной борь-бы за место под солнцем.

Кризисы середины жизн

Период с 20 до 27 лет справед-ливо считается сравнительно бе-зоблачным. Другими словами по-трясения, происходя-щие в этой возраст-ной группе, носят ин-дивидуальный харак-тер. Многие люди эти годы вспоминают как лучшие в своей жизни. Некоторые психологи высказывают мне-ние, что дату начала пресловутого «кризи-са среднего возрас-та» следует извле-кать из средней про-должительности жиз-ни, разделенной по-полам за вычетом средней продолжи-тельности жизни на пенсии. В связи с этим предлагалось считать кризисным 25-летний возраст. Однако спорность по-добной теории оче-видна. К тому же воз-раст создания семьи и деторождения в последние десятиле-тия приблизился к 35 годам, продлив нам беззаботную моло-дость.

Классическим началом зрелости считается воз-раст 27 - 29 лет, предшествующий «кризису тридцатилетия». В это время мы сравниваем мечты и ре-альность, и разочарованно вздыха-ем. Самые оптимистичные корен-ным образом меняют род деятель-ности и образ жизни. Женщины, до 30 строившие карьеру, вдруг посвя-щают себя созданию семьи и рож-дению потомства. А матери семейств, напротив, начинают заниматься ка-рьерой. Частично это связано с прочно вбитым в сознание мифом «родить нужно до 30». Начиная с 30-летнего, все последующее кризисы у человека происходят под знаком переоценки ценностей и постановки под сомнение всего ранее достигнутого в жизни. Именно в этот период возникают мысли: «мне уже, а я еще» и «и это все, чего я заслуживаю?»

За тридцатилетним кризисом следует «кризис середины жиз-ни», способный нанести личност-ному, карьерному, и, главное, се-мейному статусу человека весьма серьезный ущерб. 40 - 45 лет - воз-раст разводов и повторных бра-ков, «беса в ребро» и полубезум-ных, якобы молодящих жестов. Именно сорокалетние чаще всего обращаются к психоаналитикам. И в случае негативного выхода из кризиса именно они чаще всего вступают во всевозможные секты. Этап «середины жизни» часто предстает перед нами кривым зеркалом, в котором наши ошиб-ки отражаются преувеличенными, а достижений не видно вовсе.

Кризисы пожилого возраст

Примерно с 55 до 75 лет чело-век проходит «кризис старения», понятие которого, пожалуй, наи-более расплывчато. У этого пери-ода наблюдается несколько эта-пов, точное их количество и дли-тельность зависит от состояния здоровья, достигнутого в трудовой и социальной сферах. А также от ин-теллектуального и духовного уровня человека. В этом возрас-те можно как начать бороться с мыслями о смерти, так и прими-риться с ними и достойно идти к концу. Как превратить свой образ жизни в отшельнический, так и со-здать клуб пожилых любителей парашютного спорта. Многие бо-ятся, что их «выживут» на пенсию и начинают работать лучше, чем молодежь. Некоторые, между про-чим, женятся. Одним из этапов кризиса старения считается «узелковый период» (70 - 80 лет), когда человек как бы соби-рает в узелок все достигнутое, полученное, потерянное и произо-шедшее. Он уже и «здесь», и «там», и духовно порой гораздо свободнее некоторых 25-летних. Редко кому удается дожить до 100 лет. Дожившие до круглого юбилея сталкиваются с «футурологическим кризисом», осознавая, что скоро уйдут, и ос-таваясь благодаря науке. Среди столетних, как ни дико это звучит, весьма вероятны удачные попыт-ки самоубийства. Однако и «просветление» в этом возрасте вполне реально. Стариков не зря во все времена и во всех культурах считают мудрецами.

Застраховаться от возрастных кризисов в психическом развитии человека не-возможно. Однако сле-дует помнить о том, что кризис, как и все в этой жизни, имеет свой конец. А каким он будет - зави-сит лишь от вас самих. Он может как стать причиной бесконечных депрессий, так и удивительным новым этапом в жизни.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология

» » » Возрастные кризисы в психическом развитии человека