Развитие ребенка в первый год жизни

малыш“Правильно ли развивается наш ребенок?” Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого, у кого есть маленький ребенок. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что “должен делать” малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что “всякий ребенок развивается по-своему”, “у каждого – своя норма”, “оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…”. Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию “пропущенной” задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В характеристике состояния здоровья детей важное значение имеют данные их физического развития.

Физическое развитие здорового ребенка должно соответствовать определенным возрастным нормам.

Для получения этих норм обследуют большие однородные (по возрасту, полу и т. п.) детские коллективы. Статистическая обработка полученных данных позволяет определить показатели (стандарты) физического развития каждой возрастной группы.

Оценка физического развития каждого ребенка проводится путем сопоставления его индивидуальных показателей со стандартными.

Главными показателями физического развития являются длина тела, вес, окружность грудной клетки, окружность головы.

В отличие от предыдущих поколений современные дети имеют более крупные размеры тела и больший вес, физическое и психомоторное развитие детей идет более быстрыми темпами, раньше удваивается и утраивается первоначальный вес ребенка.

Вес и рост новорожденного отличаются индивидуальными различиями, которые отражают биологические особенности каждого человека, а также и условия жизни. Средний вес новорожденных составляет 3300—3500 г. Рост — более стабильная величина, чем вес. Рост новорожденных детей колеблется от 48 до 52 см.

По весу и по росту мальчики превосходят девочек. Средние показатели окружности головы новорожденных— 35 см. Дети с меньшими показателями окружности головы преобладают среди девочек.

Средняя окружность грудной клетки у мальчиков — 34 см, у девочек — 33,8. Пределы колебания показателей — 28—39 см. В среднем мальчики имеют большую окружность грудной клетки, чем девочки.

За первые 2—4 дня после рождения вес ребенка уменьшается на 150—300 г. Большое влияние на убыль веса в первые дни жизни ребенка оказывает здоровье матери, ее возраст, количество беременностей и родов, время появления и интенсивность прибивания грудного молока (лактации), состояние новорожденного. У некоторых детей падение веса не наблюдается совсем.

К моменту выписки из родильного дома 35% новорожденных детей восстанавливают свой вес.

На второй день после выписки из родильного дома новорожденного посещает педиатр. Он измеряет рост ребенка, осматривает малыша и дает матери необходимые советы по режиму, вскармливанию и уходу за ним.

В настоящее время вес ребенка удваивается и утраивается значительно раньше. Удвоение веса мальчиков и девочек происходит в возрасте 4,5 мес. К 10 мес. мальчики и к 11 —12 мес. девочки утраивают свой вес. В возрасте от 2 до 6 мес. прибавка в весе обычно более значительна и составляет от 600 до 800 г- начиная с 6-месячного возраста дети прибавляют в весе несколько меньше (см. «Приложение», табл.). Увеличение веса к году происходит более интенсивно, чем увеличение роста. Ребенок за первый год жизни в весе прибавляет около 7 кг, вырастает на 25 см.

Прибавка в весе является частью общего развития ребенка. На прибавку веса ребенка оказывают влияние многие факторы (режим, питание, заболевания, уход и др.). Поэтому необходимо соблюдение правильного возрастного режима (чередование сна, бодрствования и кормления), а также своевременное включение в рацион питания ребенка соков, творога, желтка, мяса, рыбы и других продуктов. Не менее важное значение для общего развития ребенка имеют закаливающие процедуры, пребывание на свежем воздухе и предупреждение инфекционных заболеваний.

На общее психическое и физическое развитие младенца отрицательно влияют острые респираторные заболевания, грипп, расстройства желудочно-кишечного тракта. Поэтому задача родителей — предупреждать заболевания и осуществлять правильное воспитание ребенка.

Как недостаточная, так и слишком большая прибавка в весе ребенка нежелательна. Чрезмерная прибавка в весе не указывает на хорошее здоровье малыша. Перекормленные дети медленнее развиваются, тяжелее переносят болезни.

За второй год жизни ребенок прибавляет в весе в среднем только около 2 кг.

Дети первого года жизни участковым педиатром наблюдаются ежемесячно. Систематическое наблюдение за детьми позволяет своевременно выявить малейшие отклонения в физическом развитии детей.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение “внутриутробной позы”, от которой ребенок еще “не отвык”.

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных “рефлексов новорожденного”. Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот “прожиточный минимум”, который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем “не восстанавливаются”. Но после рождения весь этот “комплект” должен заработать. Клетки должны “узнать”, чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и “раскрепощает” конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к “поломке последовательности” и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Разное

Похожие

» » Развитие ребенка в первый год жизни