Как правильно учить читать ребенка?

Можно ли ребенка 2-3 лет научить читать? Этот вопрос приходится часто слышать от родителей. Хочется спросить в ответ: «А зачем вы хотите научить читать двухлетнего малыша? Только для того, чтобы демонстрировать его способности перед знакомыми?». «Но он сам выучил буквы. Значит, у него есть потребность в этом», - могут возразить родители. Да, информационный бум - примета нашего времени, и малыш ощущает это на себе.

Существует мнение, что ребенок начнет опережать в развитии своих ровесников, если рано научится читать. Это заблуждение. Еще несколько лет назад трудно было бы дискутировать по данному вопросу. Помогли исследования, направленные на изучение всех возможностей, к которым склонны дети раннего возраста. В частности, ученых интересовали психологические особенности самого процесса усвоения ребенком букв и элементов грамоты. Что малыш приобретает потом, возможно, теряет, учась читать и писать в столь нежном возрасте.

В процессе работы стало ясно, что ребенок 2 лет сам, т.е. без инициативы взрослых, выучить буквы не может! Даже заинтересованно рассматривая замысловатые «узоры» - буквы, изображенные на кубиках, лото или игрушках, он не стремится запомнить их. Запоминание начинается после того, как взрослый начнет произносить буквы, а потом будет повторять их ежедневно, находя очертания букв в окружающих предметах: «о» - кружок, бараночка- «у» - трубочка, дудочка и т.д.

Со временем дети сами начинают «находить» буквы в предметах. Костик (2 года б месяцев), посмотрев на швабру, которой мама мыла пол, закричал: «т, т, т!». Вначале растерявшаяся мама не поняла, что он хочет сказать, а потом догадалась - малыш узнал очертания буквы «т» в швабре.

Аналогично дети видят букву «п» в турнике во дворе- веревка, натянутая между двумя столбами, - буква «н». А Оленька (2 года 8 месяцев) стала находить очертания букв даже... в надкусанных ею кусочках хлеба!

Первые две-три буквы малыш запоминает, пр илагая определенные усилия, а затем догадывается, что изображение, которое он рассматривает, должно иметь название, как и любая картинка, - петушок, собачка, кошка. С этого момента он, как это подметили многие родители, начинает требовать, чтобы взрослые называли незнакомую букву. Но маленьким ребенком движет не желание научиться читать. Он «откликается» на букву-предмет, а не на графическое изображение звука родного языка, элемент печатного слова. Воспринимая букву как предмет, малыш запоминает ее название так же, как названия предметов, которые его окружают. Поэтому дети довольно быстро запоминают буквы на кубиках точно так же, как имена своих кукол, героев сказок, близких людей. Несколько позднее малыш начинает находить знакомые буквы на рекламных вывесках, в заголовках газет. Исследования ученых показали, что все нормальные дети 2-3 лет могут легко запомнить буквы, а в 3-3,5 года могут научиться читать практически все слова.

И все же этот опыт не позволяет рекомендовать раннее обучение грамоте. Почему? Из опасения, что родители начнут ускорять процесс изучения русского языка и принуждать ребенка к учению. Именно такое отношение родителей подвергает детей огромным нервным нагрузкам и препятствует последующему обучению грамоте.

В комнате можно повесить (на уровне глаз ребенка) таблички с буквами или плакат с алфавитом и назвать буквы - и только. Не надо требовать от малыша того, что несвойственно его возрасту.

Надо знать, что запоминание букв и собственно чтение разные вещи. Чтение это вам не называние букв, а составление слов из тех же букв.

Вот почему ранним обучением чтению и буквам стоит учить избирательно, вдумчиво и лишь до того момента, пока малышу это интересно. Дети раннего возраста должны много двигаться, манипулировать предметами (игрушками), накапливать сенсорную информацию об окружающем мире: брать в руки предметы, вкладывать их один в другой, ощупывать, бросать кубики, шарики и т.п. Предметная деятельность является ведущей на данном этапе. Никакая книга, в которой нарисованы те же кубики и шарики, не заменит ребенку реальной действительности, предметного взаимодействия с окружающей средой. Родители должны знать эти особенности раннего возраста.

У ребенка первых трех лет жизни преобладает наглядно-действенное мышление (сенсомоторный интеллект). Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) только развиваются и осуществляются в наглядно-действенном плане, Т.е. в процессе практических действий с пирамидками, матрешками, колечками, которые ребенок раскладывает, разъединяет и собирает- сравнивает, прикладывая одну часть к другой, и т.п.

«Но речь идет об обучении чтению. Какая тут связь?» - спросят нас озадаченные родители. Стоит понимать, что маленькие дети не умеют «манипулировать» звуками своего языка, составлять, разъединять слоги. Словарный запас ребенка обычно никак не соответствует запасу понятий: не все слова ребенок может произнести осмысленно, многие из них не содержат обобщения определенного опыта. Силой мышления малыша являются не слова, а их содержание, вкладываемое в слова.

В настоящее время наукой доказано, что главным стимулом интеллектуального развития малыша первых лет жизни, его главным источником является именно практическая деятельность с погремушками, пирамидками, с доступными ребенку детскими орудиями труда, наконец, игра с куклой и всем возможным ассортиментом для развертывания игрового сюжета. Известный ученый в области раннего возраста доктор биологических наук А.М. Фонарев указывал, что, именно играя, действуя, ребенок впервые учится решать несложные практические задачи, без этого он не может подняться на ту более высокую ступень, где начинают формироваться абстрактные понятия, содержанием которых и определяются более развитые формы мышления, например, наглядно-образная (понятийная). Следовательно, предельно напряженный и из-за этого неизбежно односторонний интерес к чтению не обеспечивает гармонического развития, и в этом одна из его отрицательных сторон.

К обучению грамоте родители малышей должны относиться с большой ответственностью, потому что оно связано с освоением элементов знаковой культуры общества. Эти знания не «понарошку», они на всю жизнь и должны преподноситься детям любого возраста методически правильно.

Конечно, из всего сказанного вовсе не следует, что надо отобрать у ребенка книги, стараться, чтобы на глаза ему не попадались цифры, и т.п. Пусть в его распоряжении останутся и кубики с буквами, и сказки, и картинки с цифрами.

Пусть - даже по его просьбе - вы назовете ему буквы и поможете прочесть простые слова.

Обязательно другое: чтобы уже на втором-третьем году жизни ребенок под руководством взрослых овладевал рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, приобщался к «трудовой», предметной деятельности.

Развитие интеллектуальной деятельности ребенка нельзя свести к запоминанию 33 букв алфавита и 10 цифровых знаков. Кстати, цифры малыш запоминает так же, как буквы, опредмечивая их: 1 - это палочка, 2 - уточка, 3 - веревочка- 4 - перевернутый стульчик- 5 - ложка-поварешка- 6 - замочек- 7 - топорик- 8 - булочка («плетеночка»)- 9 - воздушный шарик.

В этом возрастном периоде ведущим видом развивающей деятельности является игра. Вот почему малыш, знающий алфавит и даже «читающий» отдельные простые слова, очень скоро оставляет эти занятия, переключается на игру, показывая взрослым, что раннее чтение - всего лишь дань моде.

В возрасте 5-6 лет детям проще научиться чтению, однако познакомить с буквами (их начертанием) ребенка можно уже в 2-3 года. Но в этом возрасте, как уже говорилось ранее, ребенок опредмечивает буквы. Это полезно. Из исследований очевидно: рассматривая буквы на кубиках, табличках, малыш развивает сенсорную сферу. Ученые установили, что в момент рассматривания глаз «ощупывает» предмет примерно так же, как рука знакомится с формой, осязая поверхность. Вот почему детей так увлекает рассматривание букв! Малыши, которых рано познакомили с элементами знаковой культуры общества (буквы, цифры, ноты, геометрические формы, чертежи и т.п.), лучше складывают мозаику, пазлы, плоскостные фигуры (например, «домик петушка», «качели для зайчат» и т.п.), подбирают идентичные части разрезных (по вертикали) картинок и кубиков, Т.е. лучше выполняют задания, в которых требуется более тонкий зрительный анализ.

Значит, есть и положительное в раннем ознакомлении малыша с грамотой.

С чего же следует начать приобщение малыша к грамоте?

Вырежьте из плотного картона все буквы алфавита высотой 10 см. Они должны быть прочными, чтобы малыш мог легко взять их в руки.

Дайте ему сначала гласные: «а», «о», «у», «и».

Произносите их протяжно, почти пропевая.

Изготовьте пособие типа пенала, только более плоское, похожее на линеечку. В эту линейку-пенал закладываются буквы и закрываются.

Начинается игра: малыш произносит ту букву, которая открывается его взору при скольжении линеечки слева направо. Это важно, так как установлено, что первая трудность в обучении чтению связана именно с неумением следовать взглядом слева направо.

Когда малыш усвоит гласные (а, о, у, и), будет их свободно узнавать и протяжно произносить «а-а-а», «у-у-у», «И-И-И», «0-0-0», можно двигаться дальше. Начинайте читать (да-да, читать!). Для этого заложите гласные в слоговом оформлении в линейку-пенал: «ио» - кричит лошадка, «ию> - ослик. Конечно, вначале следует отработать одно звукосочетание, затем второе. Малыш должен научиться произносить ту букву, которая открывается. Оба звука гласные, поэтому первый легко «перетекает» во второй, И ребенок без затруднений прочитывает вслед за взрослым, «как кричит лошадка или ослик». Аналогично читайте звукосочетание «ау».

Плавно переводите линейку, озвучивая появляющиеся буквы: «а-а-а-а-у-у-у». И тут же дайте дополнительную информацию: девочка (мальчик) играет с мамой в прятки или гуляет в лесу. Вот так, в игровой форме, до ребенка нужно донести мысль, что с помощью букв передается какая-то информация.

Освоение согласных начинается постепенно.

Вначале «м», «п», «б», затем «т», «д», «в», «г».

Дайте ребенку в руки букву и произносите звук, который она обозначает (и только!).

Теперь с помощью линейки-пенала можно начинать знакомить малыша с закрытыми слогами:

«ав» (лает собачка), «ам» (собачка просит есть).

Не торопите ребенка, помните, что вы с ним играете, включайте действия с линеечкой в игровые показы. Расширяйте информативное поле игрового взаимодействия, сочетая его с «обучением».

Если описанные выше этапы освоения прошли успешно, можно переходить к следующему.

Поменяйте на глазах у малыша буквы в слогах: «ав» - «ва»- «ам» - «ма»- «ап» - «па» и т.п.

А затем, скользя линеечкой по пеналу слева направо, предложите ему произносить появляющиеся буквы.

Это начало освоения грамоты. Для малыша З лет более чем достаточно.

Возможность освоения грамоты в ранние годы подтверждается отечественными и зарубежными учеными. Разработаны специальные методики. В России лучшей из них является методика Н. Зайцева, но она требует специальной подготовки взрослого. Мы же представили наиболее рациональную.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Как правильно учить читать ребенка?