Давайте поговорим о том, что характерно для физического развития детей среднего школьного возраста. Отличительной особенностью этого возраста является то, что именно в это время наступает период полового созревания организма.
В этот период значительно увеличивается темп роста скелета до семи - десяти сантиметров, масса тела - до четырех с половиной - девяти килограммов в год. Девочки опережают мальчиков на один - два года в темпах прироста длины и массы тела. Процесс окостенения еще не закончился. Длина тела начинает увеличиваться в основном за счет роста туловища. Развивающиеся мышечные волокна, не успевают расти за трубчатыми костями в длину. Изменяется пропорция тела и состояние натяжения мышц. У мальчиков после тринадцати - четырнадцати лет мышечная масса увеличивается гораздо быстрее, чем у девочек. В четырнадцать - пятнадцать лет мышечная структура волокон начинает приближаться к морфологической зрелости.
Интенсивно растет сердце, повышается его иннервация, развивающиеся ткани и органы предъявляют усиленные требования к его работе. Темпы роста сердца гораздо быстрее, чем рост кровеносных сосудов и поэтому это может стать причиной повышения кровяного давления и быстрой утомляемости, а также нарушить ритм сердечной деятельности. Ток крови затрудняется, поэтому может появляться ощущение сдавленности в области сердца и очень часто возникает одышка.
Ограничивается движение ребер морфологической структурой грудной клетки, потому дыхание может быть частым и поверхностным, хотя дыхание совершенствуется и легкие растут. Также увеличивается жизненная емкость легких и сформировывается окончательно тип дыхания: у девочек - грудной, а у мальчиков - брюшной.
Половые различия девочек и мальчиков влияют на функциональные возможности организма и размеры тела. Девочки по сравнению с мальчиками становятся обладательницами массивного тазового пояса, относительно длинного туловища, коротких ног. Все это снижает их способности в метаниях, прыжках, беге по сравнению с мальчиками. Развиты слабее мышцы плечевого пояса, чем у мальчиков, и это оказывает влияние на результаты в подтягивании, метании, лазании, упорах, но, вместе с тем, им лучше даются пластичные и ритмичные движения, упражнения на точность движений и в равновесии.
Нервная система и ее функциональное состояние находятся под усиленным влиянием желез внутренней секреции. В подростковом периоде характерна быстрая утомляемость, повышенная раздражительность и расстройство сна. Очень чувствительно подростки относятся к несправедливым действиям и решениям. Внешняя реакция по характеру и силе довольно неадекватна по сравнению с вызывающими их раздражителями.
Итак, еще, что характерно в физическом развитии детей среднего школьного возраста. Мальчики очень часто могут переоценить свои двигательные способности, пытаясь сделать все своими силами и разобраться во всем самим. Девочки же, гораздо меньше уверены в своих силах.
Вообще подростки очень чувствительно относятся к оценкам взрослых, не терпят поучений, особенно длительных и довольно остро реагируют на какое-либо ущемление их достоинства.
В этом возрасте, при организации физического воспитания, нежелательно чрезмерно нагружать опорно-двигательный, мышечный и суставно-связочный аппарат. Так как чрезмерные нагрузки могут ускорить процесс окостенения и спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину. Выполнение упражнений на гибкость требует проведения предварительных подготовительных упражнений, которые разогревают связки и мышцы, а также упражнений на расслабление задействованных мышечных групп. Не следует выполнять слишком резкие движения. Необходимо уделять особенное внимание на правильность осанки. Упражнения, которые оказывают значительную нагрузку на сердце, нужно чередовать с дыхательными упражнениями. Не очень хорошо переноситься продолжительная интенсивная нагрузка, поэтому рекомендуется интенсивный бег чередовать с ходьбой.
Также является необходимостью широкое использование специальных дыхательных упражнений с целью углубления дыхания. Научить дышать ритмично, глубоко и без резкой смены темпа.
Не в коем случае нельзя соединять в одну группу девочек и мальчиков. Однотипные для девочек и мальчиков упражнения следует выполнять в разных упрощенных для девочек условиях и с разной дозировкой. Нагрузку нужно дозировать с учетом индивидуальных особенностей каждого подростка. Девочкам рекомендуется использовать различные виды упражнений и аэробики, выполняемых под музыку.
Средний школьный возраст - задачами физического воспитания являются
- содействие нормальному физическому развитию и укреплению здоровья;
- необходимость развивать способности двигательных качеств: скоростно-силовую, быстроту, мышечную силу, выносливость и подвижность суставов;
- необходимо закрепление навыков правильной осанки при передвижении и в статических позах;
- формирование рационального и сложного жизненно-прикладного, а также спортивного вида движений в соревновательной и игровой обстановке;
- обучение основным техникам выполнения отдельных упражнений легкой атлетики, гимнастики, плавания, конькобежного и лыжного спорта, спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол, гандбол);
- ознакомление с основами дозирования нагрузки и самоконтроля во время занятий физическими упражнениями.
Основными средствами физического воспитания для среднего школьного возраста являются упражнения в метаниях, циклические упражнения, лазание, прыжки, преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий, основы техник спортивных игр, а также новые технологии в области двигательной активности: фитнес и аэробика и др.
Внимание, только СЕГОДНЯ!