История сервировки праздничного стола

В повседневной жизни на обеденном столе частенько соседствуют разнообразные чашки и тарелки, не совпадающие друг с другом по расцветке и размеру. Но когда к нам приходят гости, хочется достать из закромов семейный сервиз, в котором все предметы выдержаны в одном стиле. И тогда обычная трапеза превращается в красивую церемонию.

История сервировки праздничного стола от древности до наших дней начинается примерно 2000 лет назад. Именно на заре нового времени китайцы изобрели фарфор. Им очень понравилось вкушать кулинарные изыс-ки, сервированные на полупрозрачных белых блюдах, разукрашенных мифологическими или бытовыми сценками. И при этом прихлебывать чай из эле-гантных хрупких чашечек. Долгое время они тща-тельно хранили от соседей волшебную тайну фар-форовой посуды. В Древнем Египте и Месопота-мии тоже додумались делать керамичес-кие изделия, покрытые глазурью. Но они, скорее, напоминали современный фаянс. Для его изготовле-ния применялись те же материалы, что и для произво-дства фарфора, и сходная технология. Разница была лишь в соотношении компонентов.

В Европе восточный секрет долгое время никого особо не интересовал. Посуду делали из глины, дере-ва, металла. В Средние века простой народ обходился общими мисками, из которых ела вся семья. Иногда заменой тарелок - даже у богачей - служили большие ломти хлеба. На них обычно клали густую пищу и куски мяса. Но в эпоху Возрождения в солидных домах все чаще можно было увидеть на столах индивидуальные та-релки. Интенсивно развивалось и производство высо-кохудожественной керамики. Особенно старались итальянцы, вдохновленные работами мавританских мастеров, которые покрывали керамические изделия оловянной глазурью.

А в XVII и XVIII столетиях, благодаря открытию но-вых морских путей, в Европе появились экзотические напитки: чай, кофе, какао. Для них потребовалась особая посуда: изящные чашки, блюдца и чайнички. Торговцы охотно везли из восточных стран драгоцен-ный фарфор и за бешеные деньги продавали его в Европе. Ценители прекрасного быстро поняли, как здорово любоваться за обедом на высокохудожест-венные предметы из этого материала. И, в конце концов, захотели де-лать их своими силами.

Однажды курфюрст саксонский Август Сильный пригласил к себе на службу химика Иоганна Бетгера. Этот химик клятвенно обещал, что сумеет открыть способ изготовления золо-та. Добывать этот металл горе-алхимик так и не научился. Зато, по примеру китайцев, придумал рецепт изготовления фарфора из каолина. Каолин - это пластичная белая глина, к которой добавлялся поле-вой шпат с белой слюдой, а также кварц или песок.

Надо сказать, что восточный фарфор был не менее ценным, чем золото. Август Сильный быстро смекнул, какие прибыли сулит это изобретение. И в 1710 году ве-лел построить под Дрезденом Мейсенскую фарфоро-вую мануфактуру, вскоре ставшую знаменитой. Пона-чалу саксонские художники расписывали изделия в восточном стиле. Но постепенно стали украшать более разнообразными орнаментами и картинками - пейзажами, охотничьими сценками и прочими красо-тами. Стоили эти шедевры очень дорого! Но спрос на них был огромнейший. Богатые клиенты, в том чис-ле монархи со всей Европы, заказывали не отдельные предметы, а целые наборы на множество персон. Разнообразные столовые, чайные, кофейные сервизы. Так появилась традиция сервировать столы посудой в едином стиле. Кстати, в России самую крупную коллекцию мейсенского фарфора собрал граф Шереметев. Ее и сейчас можно увидеть в Музее керамики в усадьбе Кусково.

Во Франции тем временем также полным ходом шли эксперименты. Еще в XVI веке в Сен-Поршере ра-зобрались, как делать фаянс, подражая итальянской керамике. Собственно, имечко faience французы ему и присвоили по названию города Фаэнца в Италии. Но на этих достижениях местные умельцы не остано-вились. И в результате хитроумных манипуляций с песком, селитрой, содой и гипсом в 1738 году был по-лучен так называемый мягкий фарфор. Глины в нем почти не содержалось, поэтому он оказался еще более «прозрачным», чем твердый, и не чисто белым, а кре-мовым. Изделия Севрской мануфактуры (соответ-ственно, в городе Севр) успешно конкурировали и с китайскими, и с саксонскими. Причем не только из-за сво-его качества, но и благодаря необычному дизайну. Французские мастера выпускали сервизы самых раз-нообразных форм и расцветок. Например, блюдо мог-ло напоминать виноградный лист. Соусница - дыню. Сахарница - цветную капусту. А чайничек - ананас!

В XVI-XVII вв. успехов в производстве фаянса доби-лись голландцы. Мануфактуры в Делфте в большом количестве выпускали дешевую посуду. И постепенно эта керамика начала пользоваться популярностью у людей со средним достатком. Впрочем, какими бы дорогими ни были по сравнению с ней фарфоровые сервизы, спрос на них все равно не убывал. Ведь они демонстрировали благосостояние и высокое положе-ние хозяев. Фарфоровые мануфактуры появлялись в Европе одна за другой. Россия от западных коллег не отставала. Еще в 1746 году ученый-химик Дмитрий Иванович Виноградов открыл заветную технологию. Ломоносовский фарфоровый завод, учрежденный по приказанию императрицы Елизаветы Петровны, стал достойным соперником европейских предприя-тий. До революции он находился в царской собствен-ности и особенно процветал при Екатерине Великой. Она щедро заказывала парадные сервизы, и некото-рые из них насчитывали до тысячи предметов! А в XIX веке появилось множество мелких заводиков - особенно в районе Гжели.

К середине XIX столетия набор посуды на столах бо-гатых домов Европы разрастается до предела. Перед каждым гостем на скатерти выстраиваются, как на па-раде, многочисленные тарелки для закуски, первого, второго, салата, десерта, фруктов. Это не считая вся-ких солонок-масленок, баночек для джема, сахарниц, молочников, чашек, вазочек для фруктов, корзиночек для конфет.

Казалось бы, что изобретать больше нечего _ все уже было придумано! Но и в наши времена сервизы про-должают совершенствоваться. В основном благодаря рестораторам, которым хочется выгодно преподнести кушанья своих шеф-поваров. Именно они ввели в мо-ду так называемую assiette de presentation - большую тарелку «для подачи», с красивым расписным краем, на которую водружают тарелки с первыми и вторыми блюдами. Рестораторы также высказывали мысль, что все предметы должны быть «сос-тыкованными», легко складируемыми. Если они плот-но вставляются друг в друга, то меньше шансов их разбить, когда несешь в руках гору посуды. А, кроме того, над обликом современных сервизов нередко трудятся весьма именитые дизайнеры. Ведь даже самая привычная посуда может быть не только емкостью для кушаний и напитков, но и предметом искусства! Этой историей с сервировкой праздничного стола хотелось напомнить, что даже самое вкусное блюдо становится еще вкусней, если стол украсить роскошной посудой.

С тех времен до нас дошли сервизы, ставшие легендами:

- «Сервиз с зеленой лягушкой», рассчитанный на 50 персон и состоящий из 994 предметов. Он был создан английской фабрикой Wedgwood для Екатерины Великой и сейчас хранится в Эрмитаже, в Санкт-Пе-тербурге. Все изделия украшены разнообразными пейзажами, чтобы царица и ее приближенные любо-вались лесами, полями и загородными дворцами Англии. Кстати, вся эта красота благополучно пережи-ла две эвакуации: в 1917 и 1945 гг.

- «Лебединый сервиз» мастера Кендлера был из-готовлен в XVIII веке на Мейсенской мануфактуре и состоял из 2200 фарфоровых предметов. Украшен-ы они рельефными изображениями всевозможных соз-даний, обитающих в водной стихии.

- «Сервиз королевы Виктории», созданный ману-фактурой Herend, получил имя британской королевы. Поскольку во время Всемирной выставки в 1851 го-ду она была очарована его нехитрым рисунком с пор-хающими бабочками.

- Самый знаменитый из русских фарфоровых сер-визов - «Гурьевский» («Русский») - был изготовлен в начале XIX века. Сейчас большая его часть хранит-ся в Петергофе. Он назван по имени графа Д.А. Гурь-ева, под руководством которого шла работа. Сервиз деко-рирован миниатюрами, сделанными по гравюрам и литографиям, запечатлевшим облик и обычаи наро-дов России. А также запечатлены виды разных городов и всяческие жанровые сценки.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Интерьер

Похожие

» » » » История сервировки праздничного стола