Эмоциональный интеллект, методики

О том, что существует такое понятие, как «эмоциональный интеллект» я узнала совсем недавно. А поскольку я всегда стремлюсь узнать что-то новое и интересное для себя и поделиться этим с читателями, то, заинтригованная, решила отправиться на тренинг «Эмоциональный интеллект. Сенсация XXI века».

Эмоции и интеллект

, действительно, понятия практически полярные. Нас всегда учили четко разделять «разум и чувства», они существовали как бы отдельно друг от друга. Мы хорошо знаем, что чувства, эмоции, переживания можно обуздать, усмирить, укротить, подавить. Но, оказывается, к ним можно подойти и «с умом»!

Что же такое этот самый эмоциональный интеллект

(будем называть его в дальнейшем ЭИ или IQ)? По сути, это наша способность осознавать свои эмоции и эмоции другого человека, а также умением управлять ими и на этой основе строить наше взаимодействие с людьми. Представим, что в транспорте кто-то сказал мне что-нибудь грубое - знакомая ситуация, не так ли? И что же делать - обижаться, грубить в ответ, портить настроение другим по цепочке? Из этой ситуации тоже можно выйти, если не с хорошим настроением, то, по крайней мере, в ровном состоянии.

Идеи эмоционального интеллекта

буквально ворвались в широкие массы благодаря книге Гоулмана, которая так и называлась «Эмоциональный интеллект». Появившись в 1995 году, она перевернула сознание миллионов американцев и не только. На сегодняшний день книга Гоулмана продана тиражом свыше 5 млн. экземпляров и переведена на несколько языков!

Чем же так привлекательны мысли, изложенные в этой книге? Прежде всего, его предположением о том, что наличие высокого уровня IQ у человека отнюдь не гарантирует того, что он может достичь карьерных высот и стать успешным. Для этого необходимо обладать еще какими-то качествами... Когда провели исследование, сравнив, чем отличаются успешные руководители от среднестатистических менеджеров, то оказалось, что первые обладают такими чертами, как умение управлять собственными эмоциями, а также распознавать и управлять эмоциями других. Люди, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, способны принимать более эффективные решения, собраннее и результативнее действуют в критических ситуациях, лучше понимают своих подчиненных и управляют ими.

Эмоции таят в себе огромный потенциал

, который можно рационально использовать для себя и других. Самое главное - осознать их в тот момент, когда они возникают, проанализировать их природу и причину возникновения и затем уже решить, каким образом ими управлять. Причем управление эмоциями - это тот навык, который можно нарабатывать и развивать!

С «теорией» эмоционального интеллекта я разобралась. Но легко сказать «управляй эмоциями», а как это применить на практике? В этом-то как раз и помогут специальные упражнения, которые я вместе с другими участниками практиковала на тренинге.

Одно из самых интересных, с моей точки зрения, называется «Передача состояния через тон голоса». Его суть состояла в том, чтобы все мы по очереди «входили» в каждое из четырех предлагаемых состояний: «воина», «друга», «мудреца» и «шоумена». Для выполнения упражнения тренеры предложили нашей группе разбиться на пары. Каждый из пары по очереди «входил» в нужные состояния, а другой внимательно слушал, а потом давал оценку - убедителен ли был «исполнитель». Затем мы менялись местами.

В каждом из предложенных «состояний»

нам было необходимо говорить соответствующим голосом, использовать интонации, тон и подбирать нужные слова. Для «друга» подходит мягкий, доверительный голос, открытый и общительный тон. Мне это состояние далось проще всего. А вот тон «мудреца» я не сразу освоила. В этом состоянии говорить необходимо медленно, размеренно, приглушенно, как бы поучая, открывая истины, тихим, спокойным голосом. Я почему-то решила, что этот тон мне очень близок. Все-таки журналистам свойственно «поучать», «открывать истины», «доверять тайны»... Но одно дело - излагать все это на бумаге, а другое - озвучивать свои мысли, причем нужным тембром голоса, используя подходящие интонации, подбирать правильные слова... Но мне это удалось!

Тон «воина», который я считала мне совершенно не свойственным, удался с первого раза! Таким голосом вещают военные, начальники, строгие руководители. Этот тон - директивный, волевой, командный, им дают указания.

Причем говорить надо так убедительно

, чтобы твои указания сразу же выполнялись. У меня это сразу же получилось - может быть, армией мне командовать еще рановато, но «построить» домашних могу точно. И главное, как мне показалось, получается это у меня довольно убедительно.

С «шоуменом» мне было не так-то просто справиться. Этот тон - выразительный, громкий, привлекающий внимание. Говорить надо на высоких тонах, таким образом, чтобы вызвать к себе интерес. Идеалом «шоумена» может служить манера говорить телеведущего Андрея Малахова. И хотя тон «шоумена» я уловила, и держала себя внешне убедительно, не могу сказать, что чувствовала себя «в своей тарелке»...

Надо отметить

, что это упражнение не такое, уж простое, как казалось на первый взгляд. Но благодаря ему я поняла, какие качества мне необходимо развивать. Ведь с помощью голоса (его громкости, тона, темпа и тембра) можно создавать определенное состояние и «применять» в необходимых ситуациях. Например, у тебя идет дома ремонт, а строители оказались, прямо скажем, не самыми добросовестными... Вот здесь-то и пригодится тон «воина»! Или, допустим, тебе предстоит важный разговор с ребенком. Для этого подойдет тон «мудреца». А во время деловых переговоров, возможно, придется использовать и все четыре состояния!

Но самое интересное меня ждало впереди!

Все мы с удовольствием наблюдаем теледебаты, политические ток-шоу, где известные политики упражняются в словесных перепалках. А каково оказаться на их месте и «как бы резвясь и играя» отвечать на самые острые, неприятные, а порой и оскорбительные вопросы журналистов... с улыбкой на лице? После упражнения «Речь кандидата в президенты» я поняла, каково это.

Суть этого упражнения в том

, что каждый из нашей группы выступал перед другими участниками в образе «кандидата в президенты» и отвечал на самые каверзные вопросы журналистов (в образе которых предстали мои коллеги). При этом первая фраза «кандидата» на любой вопрос должна быть: «Да, это правда». И к тому же надо сохранять спокойствие, излучать уверенность и ни мускулом, ни жестом не выдать своего смущения или робости.

Ух! Это было непросто: пару раз я «сбилась», не зная, как выкрутиться из непростой ситуации. Было не так уж легко сходу придумывать ответы на самые невероятные вопросы. Например, один из «журналистов» спросил меня: «Правда ли то, что, когда вы станете президентом, то разрешите водителям ездить по городу со скоростью 200 км в час?!» Я ответила: «Да, это правда»... а дальше начала впопыхах придумывать ответ. В итоге я немного запуталась, но, освоившись в образе «кандидата в президенты», отвечая на следующий вопрос, я уже научилась лавировать и варьировать, и мои ответы стали более четкими.

Признаюсь

, роль «журналиста» более выгодна, чем «кандидата». Когда я задавала каверзные вопросы «кандидатам», выступавшим до меня, чувствовала себя хозяйкой положения. И только после того, как я выступила в роли «кандидата», поняла, что мне как журналисту, прежде чем задавать вопрос, следовало бы самой придумать на него достойный ответ, ну как бы я ответила на него, будучи на месте выступающего. Вот тогда бы я гораздо увереннее себя чувствовала на трибуне!

Но зато теперь

я каждый день « выступаю » в роли «кандидата в президенты» - сама себе мысленно задаю вопросы, и сама, же на них по возможности достойно отвечаю. Этот навык никому не помешает, а пригодится он может в любой ситуации - от бытовой до деловой.

И потом, кто знает, может, это упражнение - моя первая ступенька в будущей политической карьере. Во всяком случае, к теледебатам я уже подготовлена!

А если серьезно... Понимать свои чувства и чувства других - это первый шаг к тому, чтобы всегда, даже в острые моменты, управлять собой и контролировать ситуацию, в которой оказался. Как сказал один мудрый человек: «Люди забудут, что вы говорили, люди также забудут, что вы сделали, но они никогда не забудут, какие чувства вы у них вызывали».


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология

Похожие

» » » Эмоциональный интеллект, методики