Школьное образование в россии

Сегодняшнее школьное образование, причем не только российское, но и в целом постсоветское, ругают даже самые ленивые. Причем объектов критики столько, что даже простое перечисление их может занять не одну страницу. Ругают качество образования в целом и каждый предмет по отдельности, снижение количества изучаемых часов и перегрузку учащихся.

Дискуссии вызывает сам перечень учебных дисциплин, и острейшие споры – какие из них обязательны, а какие попросту не нужны. Ругают образование за чрезмерную его дороговизну для родителей и госбюджета, и при этом – возмущаются низкими зарплатами педагогов и материальной базой рядовых школ. Дружно обличают коррупцию и продолжают делать «подарки» и «презенты» учителям и директорам школ. Ненавидят ЕГЭ – и нанимают репетиторов для натаскивания любимых чад на его сдачу.

И это только самые расхожие и наиболее кричащие проблемы системы образования в целом. Однако даже они, при всей их несомненной значимости вторичны. До сих пор не решенным остается главный вопрос – а кого, собственно, должна готовить школа? В советские времена все было вроде ясно: целью школьного образования провозглашалось воспитание гармонической, творческой, всесторонне развитой личности. Против этого никто, собственно, не возражал и тогда, да и сегодня спорить с подобной постановкой вопроса решаются не многие. Советский Союз вполне законно гордился своей системой образования, считая ее лучшей в мире. Впрочем, и американцы придерживались аналогичного взгляда, правда, по отношению к своему образованию.

Американизация российского школьного образовани

Как известно, основой американской философии является прагматизм, кредо которого – «все должно приносить пользу!» а уж коль западная цивилизация идеалом уже давно видит человека потребляющего, то именно на его воспитание и направлены усилия педагогов. Иронические строки «учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» стали, как ни странно, руководством к действию уже для нескольких поколений американских учителей. И этот же принцип медленно, но верно становится ведущим и в отечественном образовании.

Итоги уже видны: представители выросшего при демократии поколения свободны, раскованы, уверенны в себе, практичны, но при этом лишены того объема знаний, который лет двадцать назад считались необходимыми для выпускника начальной школы. Сегодня их не имеет даже большинство студентов, пришедших после школы в вузы. И беда не только в отсутствии той или иной основополагающей информации, вроде таблицы умножения. По большому счету, при наличии минимального навыка работы с компьютером (а это сейчас умеют практически все школьники), узнать, сколько будет «трижды шесть», можно и в интернете. Беда в том, что у нынешних старшеклассников нет системы знаний и навыков, включая устный счет, чтение, не говоря уже о сильно хромающем правописании.

Общающимся между собой преимущественно в интернете детям легче выучить «албанский языг», чем запомнить, что «ча, ща» – пишется с буквой «а».

И что дальше

Уже подзабылась за давностью лет фраза великого Бисмарка о том, что битву при Седане выиграли не пушки и ружья, а немецкий школьный учитель. Следуя его логике, нам, возможно, стоило бы признать, что «холодную войну» все-таки выиграл учитель американский. Но почему-то признавать этого не хочется – хотя бы потому, что школьное образование в РФ куда больше потеряло, чем приобрело от довольно энергично насаждаемой сверху американизации. Причем осознан этот малоприятный факта уже давно и учителями, и родителями.

И не стоит утешаться тем, что в соседних Украине или Молдове все обстоит еще хуже – падать вниз, как известно, легче, чем подниматься. Видимо, на самом верху должно быть ясное понимание перспектив дальнейшего развития страны в целом. Когда-то Советский Союз называли, причем несправедливо «Верхней Вольтой с ракетами». Несправедливо в первую очередь, потому что ни одна из африканских стран за два с лишним десятилетия после гибели СССР строить ракеты так и не научилась.

У России (в числе очень немногих стран) это пока получается. Но глядя на дальнейший «прогресс» образования в России, приходится признать, что перспектива стать «Верхней Вольтой без ракет» не такая уже и фантастическая. А о том, что бывает со странами с большими запасами полезных ископаемых, но без ракет, мы, увы, знаем хорошо. И поэтому если вам интересна дальнейшая судьба собственных детей и внуков – заставляйте их учиться. Это никогда не было легко и далеко не всегда давало отдачу, эквивалентную хотя бы затраченным усилиям. Но другого пути, увы, просто нет.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Детские учреждения

Похожие

» » » » Школьное образование в россии