Психологические особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - это период когда ребенок активно познает окружающий мир. Дети дошкольного возраста имеют свои психологические особенности развития. Начав ходить, ребенок делает множество открытий, знакомится с предметами, которые находятся в комнате, на улице, в детском саду. Беря в руки разнообразные предметы, рассматривает их, прислушивается к звукам, которые исходят от предмета, познает какими качествами и свойствами обладает этот предмет. В этот период у ребенка формируется наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

В 5-6 летнем возрасте ребенок, словно губка, впитывает всю информацию. Ученые доказали, что в этот возрастной период ребенок запомнит столько информации, сколько потом он не запомнит в жизни никогда. Это период, когда ребенок интересуется всем что может расширить его кругозор и в этом ему помогает окружающий мир.

Эмоциональная сфера

В целом для дошкольного возраста характерна спокойная эмоциональность. У них не бывает конфликтов и сильных аффективных вспышек по незначительным поводам. Но это вовсе не означает, что насыщенность эмоциональной жизни ребенка будет снижаться. Ведь день дошкольника наполнен эмоциями настолько, что к вечеру ребенок утомляется и доходит до полного изнеможения.

В этот период изменяется также структура эмоциональных процессов. Ранее в состав эмоциональных процессов были включены моторные и вегетативные реакции, которые у дошкольников сохраняются, но внешнее выражение эмоций приобретает более сдержанную форму. Дошкольник начинает печалиться и радоваться не только от дела, которое он делает в настоящее время, но и от того, что он будет делать в дальнейшем.

Все что делает дошкольник - рисует, играет, лепит, конструирует, помогает маме, выполняя домашние дела - должно обладать яркой эмоциональной окраской, иначе дело быстро разрушится или вообще не состоится. Это объясняется тем, что ребенок в этом возрасте не способен выполнять работу, которая ему не интересна.

Мотивационная сфер

Соподчинение мотивов считается наиболее важным личностным механизмом, который формируется в этот период. Дошкольный возраст - это время, когда начинает проявляться соподчинение мотивов, которое потом продолжает последовательно развиваться. Если у ребенка одновременно появлялось несколько желаний, то для него это было практически неразрешимой ситуацией (ему было сложно определиться с выбором). Со временем дошкольник приобретает разную значимость и силу и может легко принять решение в плане выбора. Через время ребенок научится подавлять свои непосредственные побуждения и уже не будет реагировать на заманчивые предметы, ведь у него появятся более сильные мотивы, которые будут служить «ограничителями».

Для школьника наиболее сильным мотивом может служить получение награды, поощрение. Более слабым мотивом служит наказание, ну а собственное обещание ребенка является вообще слабым мотивом. Бесполезно от детей требовать обещаний, да и вредно, ведь свои обещания в ряде случаев дети не выполняют, а ряд невыполненных клятв и заверений развивают в ребенке беспечность и необязательность. Наиболее слабым является прямое запрещение что-либо делать, особенно если запрет не усилен дополнительными мотивами.

Ребенок в этот период усваивает этические нормы, которые приняты в обществе, учится оценивать поступки, учитывая нормы морали, свое поведение подстраивает под эти нормы. У ребенка появляются этические переживания. Сначала ребенок оценивает чужие поступки, например литературных героев или других детей, так как свои поступки еще не умеет оценивать.

В этом возрасте важным показателем является оценочное отношение дошкольника к другим и себе. Дошкольники нередко критически относятся к своим недостаткам, своим сверстникам дают личностные характеристики, подмечают отношения между ребенком и взрослым, а также между взрослым и взрослым. Однако примером для детей остаются родители. Поэтому родителям важно заложить в ребенке позитивную информацию, будь то личностная или интеллектуальная информация, она не должна вселять в ребенка страх, тревогу или обиду.

Когда ребенок достигает 6-7 летнего возраста, он начинает помнить себя в прошлом, осознавать в настоящем, представлять в будущем.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Психологические особенности детей дошкольного возраста