Инновационные методики всестороннего развития ребенка

Вы решили с самого рождения крохи заняться его интеллектуальным развитием? Какие методики обучения существуют для самых. Читать с пеленок, считать с пеленок, изучать иностранный, плавать, знать цвета, приобщаться к истории...

С появлением в конце прошлого века методик раннего развития вопрос обучения всевозможным премудростям становится актуальным чуть ли не с первого дня появления крохи на свет. Но мы не будем впадать в крайности, перегибать палку и вообще - "насиловать" дитя буквами и цифрами, мы постараемся создать ему все условия для естественного и приятного интеллектуального развития. И начнем с нескольких важных правил, которые помогут сделать занятия с грудным малышом приятными и полезными. Инновационные методики всестороннего развития ребенка - тематика статьи.

Не навреди

Это главное правило любых манипуляций, производимым над собственным, горячо любимым чадом. Спрашивается, что ж плохого в интеллектуальном развитии, одна только сплошная польза. Не тут-то было. Вопреки вашему желанию стать родителями нового Моцарта или Софьи Ковалевской, у ребенка (и у того, что природа в нем воплотила) могут быть собственные взгляды на это.

♦ Ребенок должен быть готов к обучению - не сопротивляться урокам, с удовольствием впитывать новую информацию ровно в том объеме, в каком он готов ее усвоить.

♦ Нет смысла начинать обучение на фоне нездоровья или каких-либо перекосов, изменений и стрессов в жизни ребенка (нарушение режима дня, введение прикорма, переезд, отлучение от груди).

♦ Уроки с грудничком должны быть построены в форме игры, не длиться слишком долго (первые занятия могут длиться 30 секунд, постепенно увеличивая продолжительность до 1-2 минут).

♦ Если вы столкнулись с сопротивлением со стороны ребенка, не стоит настаивать и заставлять его заниматься.

Методика Масару Ибук

Методика этого новатора (не психолога, не педагога, а основателя корпорации Sony и отца ребенка, больного ДЦП) зиждется на девизе «После трех уже поздно». Так называется и книга знаменитого японца, взорвавшая в 70-е года прошлого века все имеющиеся представления о воспитании детей. Автор настаивает, что до трех лет мозг человека переживает яркий и уникальный этап развития: в этот период формируется до 70-80 % нейронных связей между клетками головного мозга. При этом 90 % такой интенсивной работы приходится на первый год жизни ребенка. В чем заключается обучение? В том, что вы предлагаете ребенку к изучению совершенно разные науки. Масару Ибука считал, что "алгебра для малыша ничуть не сложнее арифметики", т.е. пытливый ум ребенка способен усваивать огромные объемы информации, невзирая на кажущуюся сложность. При этом автор методики настаивал на работе чуть ли не с первоисточниками. Делая дидактический материал для крохи, не надо стараться упаковывать его в свои "ограниченные" представления, обращайтесь к первоисточникам - всем сокровищам мировой цивилизации. Пусть в самом раннем возрасте ребенок увидит картины великих художников, услышит произведения великих музыкантов, полюбит стихи великих поэтов. Большой акцент в методике Масару Ибуки делается на изучении иностранных языков и музыки. Ибука считал, что раннее знакомство с музыкой делает малышей не только развитыми не по годам, но и учит их концентрироваться, находиться в гармонии с собой и окружающим миром. Благодаря изучению музыки в раннем возрасте малыш в дальнейшем будет легко справляться со всеми другими науками. Большое значение придавалось и физическому развитию ребенка. Масару Ибука считал, что деток с рождения нужно учить плавать, как только встанут на ножки - кататься на коньках. Так у малышей быстрее и лучше развивается координация движений, формируется тело и мышечный каркас.

Методика Николая Зайцев

Зачем учить читать и считать ребенка, еще не умеющего говорить? Для того, чтобы к моменту сознательного говорения он уже все это умел. Маленьких вундеркиндов воспитывает методика теперь уже известного российского педагога-новатора Николая Зайцева. Методика Зайцева основана на работе с кубиками со слогами и настенными таблицами. Ребенок учится складывать слова из слогов, еще не умея говорить. При этом кубики отличаются друг от друга звуковым наполнителем, благодаря чему облегчается процесс запоминания "непонятных" для ребенка складов. К набору кубиков прилагаются таблицы на стену, с которыми необходимо ежедневно работать (показывать крохе склады и озвучивать их) и кассета или диск с теми же слогами, пропетыми на мотив известных детских песенок. Это также способствует быстрому и легкому запоминанию. Методика дает отличный результат, и принята как способ обучения чтению в некоторых детсадах. Наборы кубиков есть с русскими, украинскими и английскими слогами.

Методика Глена Доман

Эта методика изначально была разработана для деток с нарушениями развития головного мозга. В виду успешности системы, стала применяться и на здоровых детях. Ее автор, врач-нейрофизиолог Глен Доман, считал, что воздействуя на один из органов чувств человека, можно стимулировать развитие всего головного мозга в целом. Так, показывая ребенку ежедневно специальные карточки (например. 10 карточек по 10 секунд), доктор добивался удивительных результатов - малыши, отстающие в развитие, к 2-3 годам догоняли своих здоровых свертстников. Карточки можно изготовить самим (на белом фоне красным крупным шрифтом пишутся разные слова), но можно, и купить, уж больно трудоемкая это затея - делать их самому. Карточки показываются тематическими блоками (например, птицы или предметы интерьера). Некоторые сопровождаются картинками.

Методика Сесиль Лупа

Попробовав на своих дочерях методику Глена Домана, актриса и мама Сесиль Лупан решила ее немного модернизировать. Так родилась ее собственная система раннего обучения. Сесиль Лупан считала, что первые 12 месяцев ребенка очень важны для его развития, за это время формируется уверенность в доброжелательности мира, развиваются все 5 чувств, двигательная активность ребенка. Следует использовать каждую минуту на благо развития крохи. Почаще носите его на руках (это стимулирует тактильные ощущения), побольше разговаривайте с ним, пойте песенки, рассказывайте стишки, подбирайте игрушки из разных материалов (развивает мелкую моторику рук). В качестве обучающего материала Лупан использовала самодельные тематические энциклопедии. Такие энциклопедии сегодня можно купить, а можно сделать самим. Так, соберите вырезки из разных журналов, старых книг, иллюстраций из Интернета, посвященных одной какой-то теме (например, птицы или транспорт). Возьмите альбом для рисования, вклейте по одному изображению на каждую страницу, а под ним напишите название крупными печатными буквами. Требования к иллюстрациям таковы: они должны быть максимально реальными и четкими, желательно, чтобы на фото не было лишних деталей, чтобы не создавать путаницу у ребенка.

Методика Марии Монтессор

Это, наверное, наиболее популярная методика среди педагогов детских садов и центров раннего развития. Дидактический материал к этой системе обучения можно легко обнаружить практически в любом магазине игрушек. Это всевозможные рамки-вкладыши и шнуровки. Кроме того, огромной любовью среди взрослых и детей (правда, более старшего возраста) пользуются разнообразные игры для развития мелкой моторики рук (перебирание и сортировка разного размера фасолин и круп, например). Мария Монтессори считала, что взрослым необходимо всячески стимулировать ребенка к самостоятельным действиям. Недаром самая известная книга этого автора называется "Помоги мне сделать это самому". Как можно применить эту систему в обучении малышей до года? Стимулируйте любые попытки ребенка самостоятельно что-то освоить, изучить. Подбирайте для ребенка игрушки из разных материалов, давая крохе возможность наощупь удостовериться, как отличаются между собой, например, шелк и грубая шерстяная ткань. Когда детка научится уверенно сидеть и начнет с упоением играть с пирамидками и кубиками (начиная с 7-8 месяцев), дайте ему в руки пластиковые емкости разного размера, пусть попробует вложить их одна в другую, попутно осваивая понятия "больше-меньше". Давая крохе возможность оценить разницу между, к примеру, фасолью и горохом, не оставляйте маленького исследователя наедине со своими сокровищами - он может проглотить их или засунуть в носик.

Методика Марии Гмошинско

Эта методика рассчитана не столько на обучение ребенка рисованию, сколько для общего развития грудного малыша. Работая ручками, крошка активизирует нервные окончания на пальчиках рук, что в свою очередь воздействует на развитие головного мозга в целом. Начинать рисовать можно примерно с 6 месяцев, когда малыш научится уверенно сидеть. Возьмите большой лист ватмана, усадите на него ребенка и покажите ему, как можно рисовать. А именно - окунать пальчики, а то и всю ручку в краску и водить по листу бумаги. Рисовать можно как левой, так и правой рукой. Вообще постарайтесь не ограничивать ребенка своим представлениями о "правильном рисовании", поверьте, по уровню незаштампованности и креативности мышления дети дадут фору любому взрослому. Кстати, рисовать можно не только руками, но и ножками и другими частями тела. В качестве краски используется специальная - не токсичная, гипоаллергенная, пригодная для грудных деток (такие продаются в магазинах детских игрушек и товаров для творчества). Будьте готовы и к тому, что малыш не только перепачкается сам, но и "обрисует" все вокруг.

Год открыти

Первый год жизни ребенка - удивительное время для развития крохи. Никогда больше в жизни малыш не будет переживать период такого бурного роста. Он развивается семимильными шагами по нескольким направлениям одновременно: интеллектуально, эмоционально, физически. Об этом прекрасно знают и педиатры, и педагоги. Поэтому и рекомендуют не упускать ни дня. Используйте эти 12 месяцев для того, чтобы помочь малышу справиться со стрессом появления на свет, а также научиться многому новому, удивительному. И помните, что самый главный урок для крохи сейчас - усвоить то, что вы его любите.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Инновационные методики всестороннего развития ребенка