Главное кредо подхода Сесиль Лупан, ученицы Домана и матери двоих детей, –
информация, информация и еще раз информация. Только получая информацию, мозг
ребенка учится работать: анализировать, размышлять, а значит, развиваться. Стремление к
познанию заложено в каждом ребенке, но нельзя «впихивать» в него все подряд. Только
интересная и полезная информация нужна ребенку. Основы развития мышления и речи,
согласно ее методу, необходимо закладывать с самого раннего возраста, с первых дней
жизни младенца. Однако в отличие от Домана она не останавливается только на
визуальной стимуляции- к карточкам Домана Лупан добавляет и методы развития
слуховой и тактильной чувствительности.
Практические упражнения
Программа Сесиль Лупан предполагает развитие ребенка первого года жизни по четырем основным направлениям: положительное самосознание ребенка, двигательная активность, развитие пяти чувств и формирование основ речи.
Формирование положительного самосознания ребенка
Для гармоничного развития личности ребенка необходимо на первом году его жизни создать такие условия, чтобы он был абсолютно уверен – я умный, красивый и любимый. Для этого чаще ласкайте детей, держите их на руках, говорите им добрые слова, не давайте им плакать, быстро и четко исполняйте требования малыша.
Двигательная активность
Движение – одно из основных условий развития мозга, а следовательно, интеллекта. Всячески поощряйте двигательную активность ребенка, не ставьте никаких манежей. Лучше просто уберите из зоны доступности (для него, естественно) все опасные предметы. Создайте вокруг ребенка комфортную и безопасную для движения среду – и вы сами удивитесь, как быстро он научится сам занимать себя.
Развитие пяти чувств
Чем больше информации получает мозг ребенка, тем лучше он развивается. Источниками информации у младенца выступают органы его чувств. Поэтому малыш должен как можно больше смотреть, слушать, трогать, нюхать и пробовать на вкус.
Чтобы развить зрение ребенка, старайтесь выполнять домашнюю работу так, чтобы он видел, что вы делаете: сажайте его в кресло рядом с собой или привязывайте его к себе с помощью специальных приспособлений.
Не бойтесь строить гримасы – ведь так интересно наблюдать за переменами в родных лицах!
Украшайте кроватку, повесьте на нее разноцветную бумагу, ткани, игрушки, подвесные мобили. Постарайтесь, чтобы первые игрушки ребенка были яркими и одноцветными.
Показывайте ему карточки с изображениями животных, предметов, геометрических фигур (размер 30 х 30 см) или карточки из наборов Г. Домана.
Для развития слуха ребенка как можно чаще пойте ему, причем и быстрые, и медленные мелодии, подражайте различным звукам. Не создавайте вокруг малыша атмосферу тишины – пусть в вашем доме чаще звучит музыка, человеческие голоса, пение птиц.
Осязание развивается при прикосновении к тканям разных фактур – сшейте малышу лоскутное одеяло или просто давайте ему играть с кусочками хлопка, шелка, фланели, кожи. Очень полезно сделать яркие рукавички (например, отрезать у носков переднюю часть и проделать в них отверстие для большого пальца) – играя в таких рукавичках, малыш будет осознавать, что у него есть руки.
Наполните мешочки разными травами и пахучими веществами (ваниль, корица, зеленый чай) – давайте малышу играть с ними, так будет развиваться обоняние. После полугода предлагайте ему кусочки самых разных овощей и фруктов, круп и прочих продуктов, чтобы развивать вкус.
Формирование основ речи
Самое главное правило – как можно больше говорите с малышом, пусть ему только один-два месяца. Объясняйте ему все, что происходит, рассказывайте об окружающих предметах и людях. Пусть каждое ваше действие, от кормления до умывания,
сопровождается рассказом. Очень важно вступать с малышом в «беседу» – конечно, очень условную. Просто повторяйте те звуки, которые он произносит, – чихание, агукание. Так он учится слышать и слушать другого.
Где узнать об этом подробнее?
Лучше всего с методикой С. Лупан знакомиться по ее книге «Поверь в свое дитя!», в 1993 году переведенной на русский язык. Также о ее методах можно прочитать в книге издательства «Прайм-Еврознак» «Правильно развить ум ребенка. Как?».
Личное мнение: ЗА и ПРОТИВ
ЗА: Олег Р., отец двоих детей
О методике Лупан мы узнали от родственников, живущих во Франции, – там она очень популярна. Прочитали книжку и с радостью поняли, что ничего сложного Лупан не предлагает, все упражнения просты и вполне доступны нам. Те методики, о которых мы с женой читали до этого, нас отпугивали своей трудоемкостью. Поэтому нашего младшего
сына Виталика воспитывали «по Лупан». Он по всем показателям превзошел своего старшего брата: раньше начал говорить, читать, писать, считать, прекрасно учится в школе, при этом занимается лыжным спортом и музыкой.
ПРОТИВ: Лидия В., бабушка четверых внуков
Все, что предлагают эти новомодные методики, мы давным-давно делали со своими детьми, вовсе не подозревая, что занимаемся «ранним развитием». Когда дочка прочитала мне отрывки из книжки Лупан, я даже подумала, что эта француженка была в советской Москве 50 лет назад! Дети на кухне все время были, пока я готовила, помогали, как могли.
Ткани разные трогали, потому что все время шили и штопали. И разговаривали с ними все время – телевизоров не было, а молча сидеть скучно. Дочки у меня читать начали в 4 года – и никаким особым достижением я это не считала. Ну и так далее… Я не против самой методики, я против забвения традиций и следования книжным правилам, а не семейному опыту.
Внимание, только СЕГОДНЯ!