Как воспитать порядочного и отзывчивого ребенка?

Как часто мы, родители, мечемся между двумя идеями! Традиционной: «воспитывать детей нужно с пеленок» - и современной: «без абсолютной свободы в раннем возрасте малыш не вырастет творческой личностью». Как же отличить пустые капризы от важных потребностей? И когда наступает время приучения крохи к порядку, дисциплине, да и просто к хорошему поведению? Как воспитать порядочного и отзывчивого ребенка, приучив его к дисциплине и порядку?

Действительно, а нужна ли детям свобода? Свобода, ничем не ограниченная, не имеющая никаких рамок, - нет, не нужна. Она не дает возможности освоить культуру и стать Человеком - тем самым, который с большой буквы. Свобода, позволяющая и помогающая осваивать нормы поведения среди людей, - да, нужна. Но доступны ли правила малышам? Для блага ребенка и его близких необходимо обозначить границы дозволенного. Постепенно те модели поведения, которые осуждаются близкими взрослыми, станут неприемлемыми и для самого малыша, особенно если родители устанавливают ограничения тактично и четко. Для крохи мир без рамок - это хаос, а хаос вызывает тревогу, рождает ощущение опасности. Стараясь избавиться от тревожного чувства, малыш начинает сам искать границы, которые ему не показали взрослые. В этом поиске он словно «проверяет» родителей.

В 18 месяцев кроха начал устраивать частые истерики. Почему это происходит? Причин эмоциональных всплесков много. Например, большинство детей не выносит вынужденного бездействия и ожидания - в этих случаях истерику может спровоцировать самый незначительный повод. Кроме того, плохое поведение может быть вызвано стремлением маленького привлечь к себе внимание взрослых, непониманием того, что не всякое его желание возможно выполнить. Какая бы ни была причина, чаще всего малыш во время истерики действительно не в состоянии справиться с собой. Следите за тем, чтобы ваш ребенок всегда достаточно отдыхал и не был голоден, ведь капризное поведение в раннем возрасте часто спровоцировано именно физиологическими причинами. В распорядок дня обязательно должны входить подвижные, активные игры и прогулки, помогающие «выпустить пар», выплеснуть энергию. Почувствовав, что кроха начинает скандалить, выясните, чего хочет малыш и как ему можно помочь, объясняйте, что невозможно понять кричащего человека. Отнесите ребенка в безопасное место, например в кроватку, убедитесь, что разбушевавшийся малыш не сможет причинить себе никакого вреда. Находитесь недалеко от маленького бунтаря и дайте ему понять, что поиграть с ним вы сможете только тогда, когда он успокоится. Как бороться с разбрасыванием еды ребенком? Почему это происходит? Дети воспринимают еду как очередную игрушку. Кроме того, им нравится экспериментировать с предметами, проверять свою власть над ними, управлять. За столом должна быть серьезная обстановка. Давайте маленькие порции и кладите добавку, только когда тарелка будет пуста. Обращайте внимание на то, к чему малыш проявляет больший интерес и в каких порциях он нуждается. Если кроха начал разбрасывать пищу, это сигнал, что он уже сыт.

Как контролировать интерес малыша к опасным предметам? У годовалых малышей очень низкий уровень самоконтроля и огромное любопытство, поэтому им так трудно ограничить поле своих интересов только безопасными предметами. Спокойно относитесь к попыткам малыша осваивать все большее пространство: чем более эмоционально вы реагируете, тем более привлекательным становится для маленького объект, вызвавший бурную реакцию взрослого. Необходимо не только создать условия, при которых ребенок может безопасно исследовать мир, но и научить ребенка тому, что существуют небезопасные предметы. Когда малыш потянется к тому, что не стоит трогать, произнесите спокойно, но твердо: «Нет! Туда нельзя!» - и перенесите его подальше от этого места. Можно предоставить малышу опыт взаимодействия с опасным предметом в облегченной форме: дотроньтесь зубчиками вилки до пальчика малыша, произнося при этом: «Острое. Опасно!»

Младший сын бьет и кусает старшего брата. Как это прекратить? Обычно дети используют метод агрессии, когда не могут выразить свои эмоции словами. Некоторые могут быть предрасположены к агрессии в силу повышенной возбудимости нервной системы. Агрессией реагируют малыши и на постоянную критику взрослых, слишком большое количество запретов. ЧТО ДЕЛАТЬ? Задача мамы - внушить, что драться и кусаться - неприемлемое поведение, используя простые фразы: «Нельзя кусаться!», «Мы не деремся!», «Не делай так! Мне больно!» Надо физически остановить малыша, задержать руку, замахивающуюся на другого человека. Важно сказать: «Я понимаю, что ты сейчас злишься, но не могу позволить тебе обижать другого». В основе агрессии лежит эмоция - гнев, ярость. В общении с малышом не ставьте запрет на эмоцию, не говорите: «Прекрати злиться!» - это не под силу малышу- однозначно и четко запрещайте только агрессивные действия. Нельзя бить малыша в ответ, чтобы он сам ощутил, как это больно: «зло рождает зло». Вместо этого приласкайте «жертву». Именно в этом случае кроха осознает, что такое его поведение ранит, а «обиженный» нуждается в сопереживании. Подсказывайте способы решения конфликта. Важно отличать агрессивное поведение детей от контактных игр, детской возни, в которой дети и толкаются, и хватают, и пинают друг друга. Вмешиваться стоит, только если кто-то из детей просит об этом или вы видите, что одному из детей больно.

Когда малыш капризничает, скандалит или устраивает истерику в публичном месте, ненужно:

  • кричать;
  • идти на поводу у ребенка и выполнять его требования;
  • бояться бурных эмоций малыша;
  • сравнивать малыша с другими детьми, которые «никогда ничего подобного не делают»;

Произносить сакраментальное родительское «На тебя же все смотрят!!!» - наличие зрителей часто лишь усугубляет плохое поведение.

Можно, а иногда и нужно:

  • увести или унести малыша с места событий;
  • переключить внимание;
  • хвалить малыша, когда он ведет себя хорошо - это стимул для него;
  • реагировать на плохое поведение четким «нет» и серьезным выражением лица.

Даже если малыш еще не понимает слов, ваша мимика передаст ему всю информацию. При этом на некоторых детей само слово «нельзя» тряпка на быка. Им, даже если они совсем маленькие, больше подходит фраза «Так делать не нужно, потому что...». Следует объяснить - без длинных нотаций (чем младше ребенок, тем меньше слов) и только когда малыш успокоился, что вам было неприятно в поведении малыша и как нужно было себя вести- искать собственные методы дисциплинирования, учитывающие индивидуальность, как вашу, так и действует как красная вашего малыша.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

» » » » Как воспитать порядочного и отзывчивого ребенка?