Вся правда о преждевременном развитии детей

О раннем развитии не слышали сегодня, пожалуй, только очень нелюбопытные родители. За последние десятилетия получены убедительные доказательства того, сколь безграничны потенциальные способности детского мозга. Но параллельно звучат и голоса других, не менее уважаемых и авторитетных специалистов: психо-логов, педагогов, врачей. Хрупкий мозг и неок-репшая нервная система маленького человечка требуют к себе крайне бережного отношения, и чрезмерная стимуляция интеллекта не только не принесет пользы, но может нанести малышу непо-правимый вред. Вся правда о преждевременном развитии детей - в данной статье.

Кто же прав

Огромный плюс идей раннего развития заключает-ся уже в том, что благодаря их появлению сущест-венно изменилось отношение к младенцам. С глу-бокой древности и до совсем недавнего времени их считали беспомощными несмышленышами, все потребности которых на многие месяцы сводятся к тому, чтобы быть накормленными и сухими. Сегод-ня же вдумчивые родители знают, что даже самый крошечный человечек - уже личность, с эмоцио-нальными и интеллектуальными запросами кото-рой необходимо считаться. Мы с уверенностью можем говорить о формирова-нии новой родительской культуры. То, на что пятнадцать-двадцать лет назад решались лишь ориги-налы-одиночки, становится сегодня явлением мас-совым. Все больше родителей закаливают мла-денцев, учат их плавать и выполнять сложные гим-настические упражнения и, конечно же, занимают-ся ранним развитием их способностей. С другой стороны, как раз теперь, когда выросло первое по-коление детей, воспитанных теми самыми пионе-рами раннего развития, становится ясно, как мно-го подводных камней таит в себе оно и сколько со-блазнов подстерегает родителей, ступивших на этот путь.

Цирк дрессированных детей

Этого избежать труднее всего. Ну как удержаться, чтобы не похвастаться перед подругами удиви-тельными успехами малыша в чтении, письме, му-зыке. Как не загордиться его талантами перед род-ными и близкими? Как отказаться от участия в кон-курсе юных дарований? Ведь так сладко замирает сердце, когда видишь на огромной сцене крошеч-ную балеринку в прозрачной пачке или юного скри-пача, уверенно исполняющего сложный концерт? Однако опыт показывает, что ранняя демонстрация талантов крайне вредна как ребенку, так и родите-лям. Радостное сотрудничество с малышом мгно-венно сменяется унылой, бесконечной подготов-кой к конкурсам и соревнованиям. На смену ис-креннему восхищению придут тщеславие и ажио-тажная гонка за новыми достижениями.

Если же он действительно талантлив, преждевре-менно форсировать его способности тем более опасно. Дети, одаренные каким-либо талантом, обладают очень неустойчивой нервной системой. Поэтому неразумное обращение, отягощённое родительскими амбициями, легко могут при-вести к нервному истощению и даже к тяжелым заболеваниям.

Корни родительского тщеславия

Будем честны перед собой: в девяти случаях из десяти причина родительского рвения - неудовле-творенность собственным детством. Мечтал быть отличником, но никак не удавалось вытянуть мате-матику с физикой хотя бы на четверки. Грезил о спортивных победах, но отбраковали по здоровью. Хотел научиться играть на скрипке, но не было слу-ха... И вдруг, когда появляется малыш, родители уз-нают о раннем развитии. Оказывается, есть чудо-действенный способ любого ребенка превратить в вундеркинда! Главное - вовремя начать. «После трех уже поздно!» - строго предупреждают мэтры. Уж мой ребенок точно сможет добиться всего того, что не удалось мне, уж он-то обязательно станет отличником, музыкантом, спортсменом. Великой идее подчиняется жизнь всей семьи. Жер-твует своей карьерой мама, покупка пособий и оп-лата занятий становятся основной статьей семей-ного бюджета. Бабушки, дедушки, тетушки тоже подключаются к общесемейной гонке. Дело того стоит: воспитываем гения! До поры до времени малыш, возможно, на радость родителям будет выполнять все, что от него требу-ют. Но когда он станет постарше и выяснится, что он вовсе не мечтает о карьере фигуриста, живо-писца или математика, в семье начинаются насто-ящие баталии. Ведь во имя его будущего было при-несено столько жертв! Ведь он добился таких бле-стящих успехов!

Не меньшее разочарование ждет честолюбивых пап и мам, если вдруг окажется, что подросший ре-бенок уже не тянет на гордое звание вундеркинда, а дети менее продвинутых родителей с возрастом не только догнали, но и перегнали их чадо. Ребенок, чувствуя, что не оправдал возложенных на него ожиданий, будет мучительно переживать. Или, что гораздо хуже, усомнится: а любят ли роди-тели его самого или он был ценен для них, только пока оставался чемпионом и лауреатом?

Раннее или своевременное

В первые месяцы жизни мозг малыша бурно рас-тет, образуются связи между нервными клетками. За это время младенец усваивает колоссальный объем информации о себе и окружающем мире. Запомнить несколько десятков или даже сотен лишних значков или понятий для него - пара пустя-ков. Так почему же не учить младенца чтению, ма-тематике, музыке именно в этот период, а не в школьном возрасте, когда рост мозга уже практи-чески завершен и любая информация усваивается с гораздо большим трудом? Потому что на практике все выглядит несколько иначе. При появлении ребенка на свет его мозг еще полностью не сформирован и в первые меся-цы действительно бурно развивается. Но сначала должны созреть те отделы, которые отвечают за более простые функции: зрение, слух, осязание, координацию движений, речь. И лишь затем акти-визируются зоны мозга с более сложной специали-зацией: логика, восприятие письменной речи. Детский мозг чрезвычайно пластичен, и если сти-мулировать развитие его верхних отделов раньше, чем созреют нижние, это может привести не к про-явлению ранней одаренности, а к самым непред-сказуемым последствиям: задержке речевого раз-вития, нарушениям мелкой моторики, гиперактив-ности, даже аутизму.

Значит ли это, что нужно вообще отказаться от идеи развития способностей малыша в раннем возрасте, отложив это до детского сада, а то и до школы? Вовсе нет. Активному усвоению инфор-мации обязательно предшествует период ее пас-сивного восприятия. Если в этот период ребенок окажется в активной развивающей среде, он все освоит и запомнит, когда его тело и мозг будут к этому готовы, то есть вовремя, - и, быть может, гораздо раньше общепринятых сроков. Это, вы-ражаясь языком современной педагогики, зона ближайшего развития. Так, если ребенок будет с первых недель жизни бодрствовать, лежа на жи-вотике на полу или в манеже, где много интерес-ных игрушек, он, возможно, поползет не в поло-женные шесть, а в пять или даже в четыре меся-ца. Если того же ребенка держать спеленутым в кроватке, выкладывая на живот лишь на несколь-ко минут, он может начать ползать заметно позже срока или вообще не поползти. То же самое можно сказать и о любой другой сфе-ре деятельности. Ребенок должен слышать обра-щенную к нему речь задолго до того, как начнет говорить- видеть буквы и слова - раньше, чем начнет читать, а карандаши и краски - раньше, чем рисовать.

Иными словами, говоря о раннем развитии, мы имеем в виду, что ребенок будет развиваться не раньше нормы, а своевременно. То есть, не позже положенного. К этому и должны стремиться все родители. И принять, наконец, для себя истину, что ребёнок ничего никому не должен. И дать ему ЖИТЬ.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Вся правда о преждевременном развитии детей