Пробелы в воспитании трехлетнего ребенка

В три года ребенок из периода раннего детства переходит в дошкольное детство. У него формируются основные черты характера. Анализируется отно-шение к миру и к себе - как к части окру-жающего. От того, как происходит его развитие в этот период, зависит будущее маленького человечка. Ошибки и пробе-лы в воспитании трехлетнего ребенка обязательно проявятся в начале школьной жизни.

Какие пробелы в воспитании мы допускаем

Мы постоянно чем-то заняты, и на собственных детей времени хронически не хватает. Нам кажет-ся, что есть дела поважней. Срочное задание от шефа, уборка - готовка - стирка, больные родствен-ники, интересные телепередачи... Словно дети могут подождать. Но, как потом оказывается, они-то как раз и не ждут. Начинают искать внимание на стороне, у чужих людей. И потом чужими для них становятся собственные родители. Поэтому как бы тяжело ни было, нужно взять за правило хотя бы час в день отводить на тесное общение с ребенком. Например, перед сном посидеть около его кроватки. Погладить по головке, поинтересо-ваться, как у него прошел день.

Некоторые родители не умеют быть ласко-выми, считают все это ненужными «телячьими нежностями». Дисциплина и аккуратность - вот истинные ценности в их представлении. А «сюси-пуси» способны лишь навредить. Такое ошибочное мнение является серьезным пробелом в воспитании трехлетнего ребенка. Помните, ласка ребенку необходима как доказательство родительской любви. Чувствуя себя любимым, он набирается уверенности в собственных си-лах. С другой стороны малыша могут тяготить ваши частые желания за-душить его в объятиях и прилюдно расцеловать. Старайтесь не навязы-вать ему свои чувства. Пусть инициатива пооб-ниматься исходит от самого малыша.

Чрезмерное баловство тоже не идет на поль-зу ребенку. Балованные дети становятся центром внимания семьи. Им никогда ни в чем не отказы-вают, ограждают от всех проблем. И сталкиваясь с первыми жизненными трудностями, они оказы-ваются неспособными их преодолеть. Попадая в детский коллектив, такие дети чувствуют себя одинокими - ведь там они уже не звезды.

Не хочу и не буду

О кризисе трех лет много написано. Все о нем наслышаны, морально к нему подготовлены. А он, кризис, все равно умудряется «подкрасться» незаметно. Особенно для родителей, воспитывающих первого ребенка. Сперва даже не обращаешь внимания, что всегда такой расчудесный и послушный малыш начал чуть больше капризничать. Иногда неадекватно реагировать на ваши поступки и слова. Начинает непривычно вести себя в обычных ситуациях. Списывая все на то, что малыша разбаловали, стараешься усилить воспитательное воздействие. И тут-то с недоумением понимаешь, что ни старые проверенные воспитательные меры, ни новые на него не действуют. Ни кнут, ни пряник - вообще ничего.

Ситуация изо дня в день только усугубляется - ребенка как подменили. Бесконечные «хочу - не хочу», «буду - не буду». Истерики на пустом месте, вечное «нет» на любое предложение, бескомпро-миссность и упрямство. И тут постепенно начина-ешь понимать, что это тот самый кризис! Он может начаться и в 2,5 года, а может, и в 3,5. Примерно в это время у детей формируется самосознание, и именно эта причина становится основой надвигающегося кризиса. Общаться с ними становится сложнее. Чем более строго вы будете вести себя с ре-бенком, тем несноснее и упрямее он будет стано-виться. Самым опасным является вариант, когда взрослые бьют детей, предполагая, что тем самым преподают им хоро-ший урок послушания. Эффект достигнут: мама и папа в этой схватке одержали победу. Но ребенок, не смирившись с ролью побежденного, будет стремиться одержать ее над сверстниками. Он может стать задирой и драчуном.

Строгим родителям следует иметь в виду, что в три года происходит становление личности. Не стоит постоянно навязывать свое мнение. Этим вы подавляете стремление ребен-ка выделиться и занять свое место в окружаю-щем мире. Не надо «ломать» личность в самом начале ее развития. Подросшие детки начинают требовать уважения к себе, своим намерениям и воле. Упрямством они пытаются нам показать, что эта воля у них есть. Заодно испытывают наш характер и находят в нем слабые места. Для того чтобы пользоваться ими при отстаивании своей независимости. Своим упрям-ством они нас постоянно перепроверяют. То, что мы им запрещаем, действительно запрещено, или, если приложить побольше усилий, ситуацию можно изменить? Их любимыми словами становятся «нет», «не хочу» и «не буду». Что ни предложи, что ни спро-си - первой реакций будет «нет». Потому что это предложение исходит именно от вас, родителей. Как тут не выйти из себя?!

Но взгляните на это с другой стороны. Вы тоже часто говорите ему «нет». Сладкого нельзя, играть в футбол в квартире тоже нельзя, машинку не покупаете и мультики не включаете. И он начинает вас копировать. Малыш взрослеет и осознает, что он - такой же человек, как и другие. В частности - как его роди-тели. И никакого неравенства, вроде ты - маленький, а я - большой, он уже не потерпит.

Почему дети не слушаются? Потому что не по-нимают, почему нужно делать именно так, как тре-бует мама. Они не понимают многих элементарных вещей, которые понятны любому взрослому. У них еще нет логического мышления. Ну как трехлет-ке объяснить, почему ему нужно идти в сад, если ему сегодня идти туда совсем не хочется? И по-чему мама не покупает ему машинку, которую он так сильно хочет? Или не разрешает кушать много конфет? К тому же они не могут сходу воспринять информацию. Ее нужно повторить несколько раз, чтобы они наконец-то ее осмыслили и сделали для себя какие-то выводы.

Родителям этот нелегкий период надо поста-раться пережить с наименьшими потерями. Самым разумным в этой ситуации будет не воспринимать все происходящее всерьез, проявить гибкость и тер-пение. Идти на поводу у капризули не стоит, но там где можно безболезненно уступить, постарайтесь не накалять ситуацию своей принципиальностью.

Хочет быть самостоятельным - пусть будет. И вы не вмешивайтесь в его дела, пока он не попро-сит. Не может застегнуть пуговицу на кофточке, пыхтит, злится на свои неумелые пальцы - вы не вмешивайтесь. Он все равно не оценит и, скорее всего, разозлится на вас еще больше. Как оденет-ся, так и оденется. Неправильно натянет колго-ты - скажите: «Переодень, пожалуйста, колготы». Плохо застегнет курточку - укажите на ошибку и попросите исправить. И так во всем. Играйте по его правилам. Придя домой, попросите его найти ваши тапочки. Или отнести на кухню посуду, вытереть тряпочкой стол после еды. Привлеките ребенка к уборке квартиры. Если у него что-то не получится - пред-ложите помощь. И пусть учится.

Непоседливый ребенок

Трехлетний ребенок всегда занят какой-то ра-ботой. То он что-то рисует, то вырезает, то наво-дит в квартире «свои порядки». А еще ему нужно успеть посмотреть в окно, поиграть с баночками, поговорить по телефону с бабушкой и почитать с мамой сказку. Он очень гордится своими талантами. Если год назад он получал удовольствие от процесса работы независимо от результата, то теперь он доволен лишь тем, что у него выходит хорошо. Поэтому не удивительно, что, научившись вы-резать ножницами, он может без конца стругать горы бумаги. А освоив рисование домика, всегда изображать только его. Причем где попало: на сал-фетках, талончиках, в записной книжке родителей и даже на обоях. Появляется самокритичность, ребенок начинает более реально оценивать свои успехи. Он может рас-строиться, если нарисовал или слепил что-то не так красиво, как ему хотелось бы. Или кинул мяч не так далеко, как его старший брат. Он уже стремится к совершенству. А наша задача - пока-зать ему, как можно улучшить свои результаты.

Возраст в 3-4 года наиболее благоприятен для овладе-ния навыками ручного труда. Надо именно в этом возрасте научить ребенка правильно мыть руки и вытирать их. Чистить зубы, ставить обувь в шкаф, убирать за собой игрушки. Дальше он сам начнет придерживаться заведенного порядка.

Малыши очень любят рисовать. Пусть пока их рисунки больше похожи на каракули, они могут кое-что рассказать о своем авторе. Например, об уровне его умственного развития. Установлено, что между ним и характером изобразительной деятельности ребенка есть прямая зависимость. В 12-15 месяцев нормально развивающийся ребе-нок может чертить беспорядочные линии. В 2-2,5 года - скопировать круг, в 2,5-3 года - крест, а в 4 года - квадрат.

Рисовать человечков дети начинают около 3-х лет. Выглядят они пока как головоног, состоящий из трех частей: головы, глаз, ног или рук, которые могут быть нарисованы отдельно от тела. К 4-4,5 годам маленький художник уже запросто выри-совывает человека из шести частей. Кстати, для специалиста-психодиагноста рисунок человека - это самый точный источник информации о ребенке.

Чтобы совершать меньше пробелов в воспитании ребенка, проверьте, развивается ли он в соответствии с физиологическими нормами. Вот основные показатели развития трехлетнего малыша.

Физическое развитие ребенка.

Ребенок должен:

• Заводить ключом механическую игрушку.

• По сигналу сдерживать движение.

• Прыгать с высоты и в длину на 15-20 сантиметров.

• Ловить мяч, не при-жимая к груди. Бросать его двумя руками.

Умственное развитие ребенка.

Ребенок должен:

• Знать шесть основных цветов. Подбирать предме-ты по цвету и оттенку.

• Знать некоторые геометрические фигуры: «круг», «треу-гольник», «квадрат».

• Считать до пяти.

• Знать время суток и время года.

• Задавать вопросы: «почему?», «что?», «зачем?».

• Слушать и пересказывать. Выделять суще-ственное звено в рассказе или сказке.

Эмоциональное развитие ребенка

• Развивается чувство стыда.

• Умеет сопереживать и сочувствовать, начинает пони-мать эмоциональное состояние других людей.

• Непосредственен и жизнерадостен.

• Умеет рассказывать о своих чувствах.

• Понимает правила поведения, но еще не контролирует полностью свои же-лания и чувства.

Совершать ошибки - это человеческая слабость. А человеческое достоинство - признавать их.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

» » » » Пробелы в воспитании трехлетнего ребенка