Как правильно развивать речь у ребенка?

Мы привыкли умиляться, глядя на то, как наши дети учатся гово рить. Но лишь немногие знают, что эти забавные первые годы - еще и очень важный пери од в развитии ребенка, кото рый нельзя упустить. Как правильно развивать речь у ребенка? На что следует обратить особое внимание, а в чём действует принцип «природа поможет»? И в каких случаях следует обратиться за помощью к специалисту? Ответы на все эти вопросы читайте ниже.

Язык и речь - это то, что в первую очередь отличает нас, людей, от животных. У нас есть так называемая «сигналь-ная система», благодаря которой мы можем передавать друг другу информацию. Сигнальная систе-ма появляется исключительно в процессе общения ребенка с дру-гими людьми. Чем лучше мы разовьем у ребенка эту систему, чем активнее будем стимулиро-вать в нем умение говорить, тем более умным и здоровым он вырастет. Конечно, у каждого ребенка своя скорость освоения языка, но общие принципы все же существуют. Их знание поможет вам не пропу-стить возможное отставание и вовремя забить тревогу.

ОТ 1 ДО ПОЛУТОРА лет

Что умеет малыш?

• Знает свое имя, а также имена близких людей и домашних животных.

• Его словарный запас составляет уже 30-40 слов.

• Начинает осваивать более слож-ные слова, произнося их пока в своем детском варианте (кошка -«кися» или «кс-кс», бабушка -«баба», собака - «афа» и т.п.).

• Знает много глаголов и активно ими пользуется.

• Понимает боль-шую часть из того, что слышит (даже если еще не говорит).

• Может выполнять простые просьбы («принеси штанишки»- «подними зайчика»...).

• В полтора года происходит рез-кий скачок в развитии речи: ребе-нок может начать активно гово-рить, даже если до этого молчал или был немногословен.

Как вести себя родителям?

• Ни в коем случае не передраз-нивайте ребенка, коверкая слова следом за ним, а наоборот, неза-метно поправляйте его, каждый раз произнося слово правильно.

• Как можно чаще разговари-вайте с малышом, сопровождайте речью все свои и его действия.

• Терпеливо отвечайте на все вопросы, например, «А что это?», которыми ребенок рано или позд-но начнет вас «засыпать».

ОТ ПОЛУТОРА ДО 3 лет

Что умеет малыш?

• Имеет словарный запас 1000-1500 слов.

• Понимает значение простых предлогов.

• К трем годам использует все части речи и даже ставит глаголы в прошедшее время.

• Употребляет не только кон-кретные, но и обобщенные поня-тия (игрушка, зверь, еда и т. д.).

• Знает время суток (утро, день).

• Задает вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?», а к трем годам появляется главный вопрос - «Почему?» (это означа-ет новый этап в его умственном развитии).

• Говорит короткими предложе-ниями (в два-три слова).

• Умеет рассказать о своих мыс-лях и впечатлениях.

Как вести себя родителям?

• Считается, что чем раньше ребенок начнет задавать вопрос «Почему?», тем полноценнее его умственное развитие, чем позже - тем очевиднее задержка. Если в три года он еще не задает этот вопрос, необходимо стимулиро вать его интерес к окружающему миру и спрашивать самим: «А почему то? А почему это?» - и самим же отвечать.

• Почаще обсуждайте увиденное на прогулке, по телевизору.

• Обязательно играйте вместе с ребенком (в кубики, в кукольный театр, в больницу, в прятки...).

• Вместе с ребенком рассматри-вайте и обсуждайте картинки.

• Разучивайте с ним песни.

• Всегда читайте ему вслух перед сном - лучше всего сказки (и обя-зательно обсуждайте героев).

СЛОВОТВОРЧЕСТВО - ЗНАЧИТ, ОН ЗНАЕТ ЯЗЫ

Все помнят книгу К. Чуковского «От двух до пяти», в которой писатель с огромной любовью проанализировал детскую речь и детское словотворчество - период, через который в этом возрасте проходят все детки. В книге собраны результаты этого творчества: уморительно смешные словечки, которые вылетают у детей совершенно спонтанно. «Пахнота» вместо «запах», «прыг» вместо «прыжок», «я тебя любу» вместо «я тебя люблю», «эти сапожки велики, а эти - малоки» вместо «малы», «помогание» вместо «помощь». Различные «страшность», «умность», слова-раскладушки - «бананас», «намакаронился», «вкуски» и т.д. Такое придумывание несуществующих в языке, но при этом образованных с вполне понятной логикой слов говорит о том, что ребенок настолько хорошо изучил строй и алгоритм языка, что свободно компонует языковые единицы. Что касается вреда или опасности детского словотворчества периода «от двух до пяти», то здесь можно не беспокоиться: если семья (и окружение ребенка в целом) говорит грамотно, то ребенок быстро сообразит, какие слова оставить в своем обиходе, а с какими без сожаления расстаться.

ОТ ПЕРВОГО КРИКА ДО НОРМАЛЬНОЙ РЕЧИ

1 месяц - внимательно смотрит вам в лицо кричит (когда голоден, намочил пеленки, болит живот и т. д.)

2 месяца - издает гортанные звуки реагирует на обращение, начинает улыбаться

3 месяца - «комплекс оживления»: при обращении к нему ребенок улыбается, начинает беспорядочно двигать руками и ногами, издавать протяжные, гортанные звуки

4 месяца - громко хохочет, если с ним играют плачет со слезами, когда чем-то обижен или недоволен- издает звуки «агу», «агы», «эга» и т. п.

5 месяцев - «поет»: издает протяжные звуки разной высоты и длительности, поворачивает голову на голос

6 месяцев - лопочет (начинает произносить слоги «ба-ба-ба», «да-да-да», «на-на-на» и т.п.), начинает понимать отдельные слова («дай», «возьми», «брось», «где» и т. п.)

7 месяцев - играет в «ладушки»

8 месяцев - активный лепет

9 месяцев - повторяет звуки за взрослыми.(«ням-ням», «кыс-кыс»)

10 месяцев - подражает звукам и словам

11 месяцев - прощается (машет ручкой, говорит «пока»), знает вопрос «Где?», произносит по слогам простейшие слова: «мама», «папа» «дай» и т. д.

12 месяцев - умеет произносить 8-10 слов

МАМЫ БЕСПОКОЯТС

Перечисленные выше этапы становления и развития речи у ребенка следует восприни-мать достаточно условно. В этом вопросе возможны вари-анты. Например, в результате исследования, проведенного среди детей в возрасте одного года (не умственно отсталых и не вундеркиндов), выяснилось, что минимальный словарь ребен-ка в этом возрасте может состав-лять всего 4-5 слов, а максималь-ный - 232! Некоторые дети про-износят первые слова уже в 10 месяцев, а к году переходят на предложения. Другие же упор-но «молчат» лет до двух, отделы-ваясь примитивными словечками, а потом их как будто прорывает: начинают говорить много и раз-нообразно, разом переводя свой пассивный запас в актив. И тот, и другой варианты находятся в пределах нормы, но в некото-рых случаях родителям следует обеспокоиться и обратиться к врачу-логопеду:

• если ребенок совсем не осва-ивает речь (например, не про-износит сочетаний гласных и согласных звуков) и сильно отстает от сверстников (исключе-ние составляют недоношенные дети, которые обычно развивают-ся с отставанием на 1-2 месяца);

• если ребенок после двух лет продолжает оставаться на ста-дии автономной речи (детского лепета), путает падежи и число, то нужно провериться у врача -возможно, у него отклонение, которое называется алалией;

• если ребенок продолжает коверкать язык до 5-6 лет, это подозрение на диспраксию (недо-развитие фонематического слуха), которая требует лечения.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:

Тамара Тимофеевна БУРАВКИНА, детский врач-логопед

Как это ни парадоксально, но в современном цивили-зованном обществе наблюдается тенденция к росту отклонений в развитии речи среди детей. Сегодня у каждого четвертого ребенка дошкольного возраста обнаруживается замедленное развитие речи. Специалисты связывают это, с одной сторо-ны, с занятостью родителей и, соответственно, с недостатком общения у ребенка, а с другой, с уменьшением живого общения людей в целом в пользу телевизо-ра и Интернета. Еще одной причи-ной отставания в речевом разви-тии у ребенка может быть излиш-няя предупредительность взрос-лых. Общаясь с малышом изо дня в день, легко научиться понимать все его трудно узнаваемые сло-вечки. Но тогда вы лишите его стимулов совершенствовать свою речь. Между тем существует рубеж (3-4 года), после которого «застревание» на стадии автоном-ной речи становится опасным не только для дальнейшего развития речи вашего ребенка, но и для его общего развития. Так как правильно развивая речь у ребенка, вы закладываете "фундамент" его дальнейшей успешной жизни - стоит отнестись к этому максимально серьезно. Очень важно развивать познавательную сторону речи, которая у дошкольников выражается в бесконечных вопросах об окру-жающем мире. Если взрослые ведут себя недостаточно терпели-во (отмахиваются от детей, отве-чают односложно), то дети могут перестать задавать свои вопросы, и тем самым их умственное развитие будет приостановлено.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

» » » » Как правильно развивать речь у ребенка?