Леворукость: физиологические аспекты леворукости

Для некоторых родителей левокурость ребенка - сигнал к началу борьбы. Они уверены, что чадо нужно как можно скорее переучить, привить «правильные» навыки, иначе у ребёнка через пару лет возникнут проблемы и в саду, и в школе, м в жизни в целом. Некоторые же родители воспринимают факт леворукости своего малыша спокойно, а о переучивании говорят: «Это же всё равно, что за-ставлять ребёнка ходить на руках! Счастливее и успешнее он не ста-нет, а вот невроз и кучу комплек-сов точно заработает». Кто из них прав? Итак, леворукость: физиологические аспекты леворукости - тема разговора на сегодня.

Откуда это берется

Наш мозг, как известно, состоит из двух полушарий - правого и левого. Каждое из них выполняет свою функцию, по-скольку и в том, и в другом сосредоточены различные цент-ры жизнедеятельности человека. Так, левое отвечает за кон-кретное мышление и речь, правое - центр музыкального и худо-жественного творчества, образного мышления.

Правое полушарие управляет левой стороной тела, ле-вое - правой. У большинства людей полушария неравноправ-ны, одно из них доминирует: если более активно левое, чело-век становится правшой, когда «верховодит» правое - лев-шой. Кстати, уточним: понятие «левша» не совсем верное. Правильнее будет сказать «леворукий», ибо у стопроцентно-го левши, а таких в мире немного, ведущую роль помимо руки играют и левые ухо, глаз, нога. Родителям надо чётко усвоить: леворукость - один из ва-риантов нормального развития организма, связанный с осо-бенностями работы головного мозга.

Нарисуем портрет ребенка-левш

Наблюдая за такими детишками, учёные, психологи, вра-чи обнаружили в их развитии, поведении, характере, наклон-ностях много общего. Надеемся, мамы и папы найдут немало привлекательного в обобщённом портрете маленьких левшей.

Итак, они более эмоциональны, впечатлительны, непос-редственны, доверчивы, ранимы, капризны. При этом на-стойчивы в осуществлении желаний, чувствительны к мнению близких. У маленьких левшей, как и у леворуких подростков, обострено чувство справедливости. Они большие фантазё-ры и мечтатели, их воображению можно только позавидо-вать. Не потому ли именно среди левшей много творческих личностей? Уже с трёх лет они, порой, намного лучше прав-шей рисуют и лепят, демонстрируют абсолютный слух. Вдо-бавок среди леворуких немало талантливых математиков, выдающихся спортсменов.

В то же время левши чаще праворуких сверстников стра-дают от задержек речевого развития, испытывают трудности при произнесении звуков, овладении чтением и письмом. Но, в конечном итоге, при грамотном подходе к обучению всё это, несомненно, будет успешно преодолено. Пример тому выдающиеся левши - исторические личности и современни-ки: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Леонардо да Вин-чи, Микеланджело, Рембрандт, Моцарт, Наполеон Бонапарт, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Лев Толстой, Фрид-рих Ницше, Владимир Даль, Василий Суриков, Альберт Эйн-штейн, Ван Гог, Пётр Чайковский, Чарли Чаплин, Стинг, Джу-лия Роберте, Анжелина Джоли, Пол Маккартни, Билл Клин-тон и компьютерный гений Билл Гейтс. Как видите, левши дали человечеству гениев в самых различных областях. И после это-го вы всё ещё считаете леворукость серьёзным пороком?

Левша или нет? Определяем правильно

Чтобы определить, какая ручка у младенца ведущая, по-наблюдайте, какой рукой он будет тянуться к висящими перед ним по-гремушками, какой возьмет игрушку, а когда подрастёт - будет складывать пирамидку из кубиков, какой возьмет карандаш, бросит мяч, будет держать ложку и т. д. Детям постарше предложите: расчесать-ся (в какую руку возьмёт щётку)- похлопать в ладоши так, что-бы одна из рук была сверху (какая это рука)- поаплодировать (какой рукой ударные действия выполняются более активно)- скрестить руки на груди (предплечье какой руки окажется наверху).

Адаптация и развитие леворуких дете

Процесс адаптации левши в на-шем мире непрост. Ведь едва ли не всё, что окружает малыша, рассчита-но на правшей: начиная с обычных ножниц и заканчивая наручными часа-ми. А в будущем добавьте, например, приборы управления автомобилем, тоже спроектированные для праворуких. Но машина - перспектива отда-лённая. В детстве же намного важнее помочь ребёнку овладеть письмом и чтением, учитывая физиологические аспекты леворукости.

Ведущую руку левши необходимо развивать с раннего возраста. Напри-мер, предложите детям развязывать шнурки, перекладывать мелкие иг-рушки из одной ёмкости в другую, за-стёгивать и расстёгивать пуговицы - всё это, разумеется, левой рукой. По-просите ребёнка положить её на стол, и пусть он по очереди отрывает от поверхности каждый пальчик. Сама ладонь при этом должна плотно при-легать к столу.

До школы желательно свести к ми-нимуму занятия чтением, письмом, иностранными языками, то есть, теми видами деятельности, где ребёнка поджидают неудачи, снижающие уро-вень его самооценки. А в начальных классах для левшей предпочтительнее традиционная учебная программа, ис-ключающая дополнительные нагрузки, факультативы и тому подобное.

Организуя место занятий, помни-те: свет из окна или от настольной лам-пы должен падать с правой стороны. Позаботьтесь о том, чтобы и в школе ребёнок сидел за партой слева, иначе его локоть постоянно будет сталки-ваться с правым локтем соседа.

При обучении для леворуких детей важно наличие чувственных ощущений - зри-тельных, осязательных. Поэтому, чтобы ребенок лучшего понимал и запоминал учебный материал, используйте ри-сунки, наглядные пособия, схемы, диаграммы, графики. Не поленитесь те же буквы или цифры сделать объёмными - слепить из пластилина, вырезать из толстой ткани.

Главное - следить за поведение

Учитывая повышенную эмоцио-нальность и крайнюю впечатлитель-ность карапузов-леворучек, будьте с ними вдвойне чуткими, доброжела-тельными, тактичными. Не переусердствуйте с соблюде-нием режима, строгое следование которому для многих может оказаться непомерно трудным.

Ни в коем случае не подчеркивай-те отличие вашего ребёнка от сверст-ников, напротив, всячески подбадри-вайте и хвалите. Повзрослев, он, ес-тественно, и сам заметит свою непо-хожесть, но к этому времени отлично научится идти с ней по жизни.

Оставить, как есть. И точка

Вы всё-таки намерены сделать из ребёнка-левши «праворукую» лич-ность? Остаётся только искренне по-сочувствовать малышу, да и вам, по-скольку последствия такого насилия над карапузом (а по-другому это и не назовёшь) могут оказаться непред-сказуемыми.

Ведущую руку ребёнка нельзя «назначить» по своему усмотрению. Вам кажется, переучивание - это про-сто перекладывание вилки или ручки из левой кисти в правую. В действи-тельности же - это попытка изменить работу полушарий головного мозга, перекладывание врождённых функ-ций ведущего у левшей правого полу-шария на левое. Переучивая ребёнка, мы, ни много ни мало, пытаемся переделать его био-логическую природу.

В результате дитя рискует стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Нередко у переученных левшей возникает це-лый букет неврологических проблем: нарушения аппетита и сна, страхи, энурез, тики, заикание. Дети жалуют-ся на головные боли, усталость в пра-вой руке, повышенную утомляемость и снижение работоспособности. А с такими проблемами они едва ли смо-гут достойно «потянуть» школьную программу.

У маленького левши есть два пути: либо он, как всякий обычный ре-бёнок, будет нормально расти и разви-ваться, при этом писать и кушать ле-вой рукой, либо вы принудите его де-лать то же самое правой кистью, почти наверняка превратив его в невротика. Любите и воспринимайте свою кро-винку такой, какая она есть, и тогда леворукость с физиологическими аспектами леворукости никогда не превратится в проблему для вас и для него!


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Леворукость: физиологические аспекты леворукости