Социально-психологический портрет детей из неблагополучных семей

Все чаще и чаще происходят случаи появления психологических проблем детей из неблагополучных семей, и в этом нет ничего странного - семья это наш социальный институт, колыбель формирования нашего восприятия и характера, от семьи, в большинстве, и зависит то, какими людьми мы вырастем. Актуальным в этой ситуации было бы составить социально-психологический портрет детей из неблагополучных семей. Ведь он все же очень отличаются от остальных. Кроме того, у детей могут возникать различные дисфункции, как психологические, так и социальные проблемы в зависимости от случая и индивидуальных особенностей развития. Несмотря на некие отличия, мы можем классифицировать основные ошибки и причины, которые формируют портрет детей из неблагополучных семей, а, уже проследив причины и закономерности, вывести способы борьбы с этим явлением.

Что же формирует социально-психологический портрет детей из неблагополучных семей? Сначала рационально было бы рассмотреть, какие же семьи считаются неблагополучными. Стереотипом большинства является то, что когда мы слышим словосочетание «неблагополучная семья», первое, что приходит нам на ум,- это нехватка денег, остальное мы видим достаточно размыто. На самом деле, это не так. В психологии неблагополучные семьи также называют дисгармоническими, в чем и суть понятия - это семьи, в которых нарушены гармоничные отношения между родителями и детьми. Другими словами - нерациональное воспитание, нехватка удовлетворения основных психологических и моральных потребностей ребенка, неправильное отношение и воспитание. Все это не проходит безнаказанно и влияет на ребенка наихудшим образом. Как именно, зависит от типа дисгармоничных отношений, которые мы сейчас рассмотрим детальнее.

Наиболее часто встречающееся дисгармоничное воспитание - безнадзорное. В таком случае внимание и опека отсутствуют, как таковы, за ребенком не присматривают и не интересуются его жизнью, что уж говорить о достаточном количестве любви и ласки, внимания. Часто это дети из малообеспеченных семей, которые бродяжничают и сами о себе заботятся. Часто они бывают неухоженными, ненакормленными, им не хватает не только высших психологических потребностей, таких как ласка и любовь, но и удовлетворений базовых, как пища, сон, безопасность, чистота и т.п.

Так сказать, противоположным поведением к предыдущему будет гиперпротекция, то есть чрезмерная опека. Родители следят за каждым шагом ребенка, насаждают ему свои мнения, свои приоритеты и идеалы, устанавливают постоянные запреты, за нарушения которых приписывают ребенку чувство вины. В этом случае - полное удовлетворение базовых потребностей, но неправильное формирование характера и большое число психологических проблем. Слежка за чувствами, постоянное вторжение в личное психологическое пространство, насаждение своих мыслей и ценностей приводят к тому, что ребенок разучивается мыслить самостоятельно, его поступки кажутся ему эхом поступков родителей. Присутствует раздраженность по этому поводу, накапливаемая злоба, потребность отделиться от родителей, найти для себя личное пространство. Постоянные запреты ведут к обиде, мыслям типа «почему всем можно, а мне нет». Так же с детей подобного типа посмеиваются и издеваются другие, от чего ребенок может перенести всю вину на родителей и возненавидеть их за такую чрезмерную опеку. Ребенок растет раздражительным и неприспосабливаемым.

Одним из видов гиперпротекции является подтачивание действий ребенка не под родителей, а под некий их идеал или живой образец. За такими детьми постоянно висит долг быть идеальными и угождать маме с папой, хотя чаще всего подобное случается именно в неполных семьях, когда один из оставшихся родителей переносит все свое внимание на ребенка, ставя его в центр семьи и наделяя чрезмерной опекой.

Видом дисгармоничных отношений в семье также очень часто является эмоциональное отвержение. Нельзя сказать, что о таком ребенке совсем не заботятся, как в первом случае гипоопеки, рассматриваемого нами. Здесь родители могут снабжать ребенка всем необходимым, дарить ему подарки и заботиться о нем. Но, если сказать точнее - сделать вид. Ведь при случае эмоционального отвержения ребенок ощущает свою ненадобность, отсутствие чувств в его сторону, так нужных ему для развития. Родители могут давать ребенку пищу, игрушки, одежду, все необходимое ему материально, но не проявлять к нему любви и ласки, тем более, в таком случае дитя - ноша, тягость для своих родителей. Эмоциональная отверженность является скрытой, иногда даже сами родители оправдывают ее перед собой. Такие дисгармоничные отношения чаще всего встречаются в случаях не желаемой беременности.

Наихудшим и, пожалуй, самым тяжелым типом дисгармоничных отношений является насилие в семье. Если родители проявляют к ребенку физическое и психологическое насилие, сомнений нет, что у такого ребенка возникнут тяжелые психологические проблемы, трудности, но и в неких случаях - психологические отклонения. Дети могут перенимать таким образом поведение своих родителей, или избивать ребенка из-за ожесточения за собственные неудачи. Постоянное физическое насилие за мелкие проступки свидетельствует о психическом отклонении родителя, как и осмысленное психологическое насилие.

В ином случае в семье могут присутствовать безразличие и жестокость. Ребенок в таком случае растет в одиночестве, изолирован от другого мира, в такой семье всем «наплевать» на потребности друг друга.

Как можно очертить социально-психологический портрет детей из неблагополучных семей? Видим, что ничего хорошего в этом нет, и, рассмотрев наиболее частые случаи дисгармоничных отношений в семье, мы осуждаем подобных родителей. Ребенок - это большая ответственность и долг, за ним нужно ухаживать полноценно, давать ему любовь и ласку, или же он вырастет психологически неполноценным. Не повторяйте ошибки других, анализируйте подобные случаи и заботитесь о своих детях наилучшим для них образом.

Не поддавайтесь влиянию алкоголя и помогите другим, окружающим вас людям. Возможно, в будущем, общими усилиями нам удастся преодолеть эту проблему.
Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Социально-психологический портрет детей из неблагополучных семей