Как уберечь ребёнка от случайных травм?

Трудно представить себе что-либо более трагическое, чем смерть или увечье ребенка, который минуту назад был совершенно здоров. Травматизм сегодня - не только недостаточно изученная, не до конца понятая и осмысленная, но и важная экономическая, медицинская и социальная проблема. Среди причин смертности травматизм устойчиво занимает третье место. И, несмотря на многочисленные мероприятия, разносторонние исследования и профилактические программы, ощутимых положительных изменений не ожидается. Особое место занимает детский травматизм. Как уберечь ребёнка от случайных травм? И возможно ли это? Возможно! Вы в этом убедитесь, прочитав данную статью.

Статистика, между тем, печальна: в США, например, от несчастных случаев ежегодно гибнут до 10 тысяч детей. В России в 2009 г. самыми основными причинами смертности детей до 18 лет являлись травмы и несчастные случаи. Они составляли 34%, а среди детей от года до 4 лет - 47%. В структуре первичной заболеваемости детей несчастные случаи, травмы и отравления занимают четвертое место (первое - заболевания дыхательных органов, второе - инфекционные заболевания и поражения паразитами, третье - патологии нервной системы). За год в среднем каждый седьмой ребенок получает травму, каждый третий из них требует длительного амбулаторного лечения, каждый десятый - госпитализации. И это только зарегистрированные случаи!..

Поведение надо воспитывать

В большинстве своем травма, полученная ребёнком - не просто случай, а результат, точнее, дефект воспитания. Детские психологи, исследовавшие роль семьи и степень вероятности получения травмы, выявили ряд факторов, влияющих на частоту получения травмы. Среди них - пьянство в семье, безразличное отношение к ребенку, отсутствие какого-либо присмотра за детьми и контроля за их поведением.

Городские дети, независимо от возраста, находятся в чрезвычайно травмоопасной среде, их жизненное пространство резко сужает скученность застройки, огромное количество автотранспорта на улицах и во дворах. Даже в квартире маленького ребенка поджидает немало опасностей: случайно оставленные на видном месте ножницы, затерявшаяся швейная игла, скользкий пол. Красивая восточная ваза, так выгодно дополняющая интерьер, превращается в грозное оружие, если подтянута годовалым малышом вместе со скатертью к краю стола...

Типичные стандартные родительские приёмы - не лезть, не брать, не трогать, не подходить - для детского понимания недоступны, а порой побуждают на совсем противоположные поступки. Ребенок изучает мир, он - исследователь: все, что его окружает должно быть осмотрено, ощупано, опробовано и к чему-либо применено. Нельзя, бесполезно и даже вредно постоянно одергивать ребенка и все запрещать.

Безопасный дом

Когда ребенок начинает ходить, все предметы, до которых он может дотянуться, должны быть убраны или переставлены. Необходимо на время убрать с глаз долой ценные вещи, некрупные предметы, лекарства, стеклянную и керамическую посуду, острые инструменты, средства бытовой химии. Книги на стеллажах нужно сдвинуть вместе так плотно, чтобы малыш не смог их вытянуть. Электро-розетки должны быть закрыты специальными заглушками. Для малыша любой предмет домашнего обихода - это открытие, находка, немедленно становящаяся игрушкой. Такие "игрушки" можно подразделить на три группы.

1. Собственно детские игрушки. Они должны быть доступны всегда, соответствовать возрасту, быть исправными и достаточно прочными. Главное требование к ним - безопасность! Нельзя давать детям игрушки с острыми углами, легко разбирающиеся на мелкие детали. Выбирайте такие, которые легко можно вымыть: из резины, дерева, пластмассы. Расставьте их на нижних полках, чтобы, захотев поиграть, ребенок не карабкался за ними на высоту.

2. Домашние предметы, которые можно брать в присутствии родителей: все мелкие предметы, изделия из керамики, карандаши, детские ножницы.

3. Предметы, которые брать в руки нельзя: наперстки, иголки, ножи, пилки для ногтей, острые спицы, шило. Не менее опасны стеклянный стакан, утюг, спички, плойка. Если же вы работаете с этими предметами и поблизости находится ваш ребенок, будьте начеку!

Подсказка родителям

Есть очень хорошая христианская мораль: "Воспитывать малыша надо тогда, когда он умещается поперек лавки". Не успели, оставили на завтра - результат не заставит себя ждать. Существует также неписаное правило "короткой руки" - ребенок всегда должен находиться рядом, под контролем: если вы его не видите - должны слышать, если не слышите - должны видеть!

Опыт показывает, что аккуратный и чистый дом - основа безопасности для ребенка. Heприятные сюрпризы, случайности и несчастья чаще происходят тогда, когда вещи не "знают своего места". А потому сами всегда убирайте вещь на место сразу же, как только попользовались ею. Для того, чтобы придумать занятие для малыша, можно в стеллажах и шкафах все опасные предметы переставить наверх, а на нижних полках оставить всё самое безопасное, мягкое и неразборное. На журнальном столике в общей комнате можно разложить старые цветные журналы, детские книжки с картинками.

Немедленное родительское вмешательство требуется, если ребенок совершает недопустимое: поднимает окурок, выброшенную кем-то вещь, осколок стекла. Подвижность ребенка не должна вселять тревогу или раздражение. Это важный стимул его развития. Малоподвижный, замкнутый и тихо играющий ребенок должен вызывать гораздо больше опасений, чем непоседа.

Травма и возраст

Принято считать, что до трех лет предупреждение травм у детей ограничивается лишь строгим контролем за их поведением, устранением потенциально опасных предметов из поля зрения. Вина за полученную травму в этом возрасте целиком ложится на родителей и воспитателей. В то же время гиперопека, излишний досмотр и отсутствие самостоятельности не делают вероятность получения травмы ниже. С трехлетнего возраста характер и ситуация получения травмы меняются. Ребенку уже необходима определённая самостоятельность, и строгий постоянный контроль теперь неприемлем. Значит, главная задача - закрепление полученных норм и навыков поведения. В этом залог предсказуемости поступков ребенка не только в семейной обстановке, но и в детском коллективе.

Ребенок пошел в школу. Теперь большую часть времени он проводит в коллективе, обретая самостоятельность индивидуальность. До 30% травм школьники получают в школах, причем 61% - во внеурочное время, на переменах, на школьном дворе во время игр. Травматичность игр школьного возраста объясняется тем, что игра становится коллективной, важен не сам процесс, а результат. Отсюда излишняя эмоциональность поведения, риск, понижение самоконтроля. Быстро сменяющаяся игровая ситуация и элемент неожиданности (успеть отбежать, отпрыгнуть, отбиться) делают травму практически неизбежной.

В 14-15 лет жизнь бьет ключом! Дети бурно реагируют на все происходящее, категоричны, импульсивны, очень подвижны. Хорошо, если подросток занимается спортом, а если нет - отдушиной становится улица... Для него она - свобода, независимость, самостоятельность. Поэтому мальчики-подростки травмируются в 3 раза чаще - как правило, в результате неосторожного обращения с острыми предметами, воздействий различных химикатов и открытого огня. Обычная для этих лет склонность к лихачеству и риску может выражаться в озорстве и хулиганстве. А результат - падение со спортивного снаряда, с дерева, удар головой о дно водоема на мелководье.

В этом возрасте естественно желание самоутвердиться, показать свою силу, превосходство, реализовать свои возможности, что может проявляться и в элементах агрессивности, вандализма, насилия и причинения физической боли сверстникам. В то же время постоянный рост и развитие организма, возрастающая умственная и психическая нагрузка быстро истощают детей, сказывается и элементарная нехватка времени на отдых. Отсюда понижение внимательности, проявление неосторожности, неуклюжесть, а значит, падения, синяки, раны, ожоги. Значительная часть необъяснимых для взрослых поступков - прыжки со второго этажа, хождение по перилам на мосту, стояние у кромки крыши многоэтажки и т.п. - это способ самоутвердиться, определить порог собственной безопасности. К сожалению, интуиция иногда обманывает.

Семья во многом создает тот особый, индивидуальный стереотип поведения, который содержит опыт и привычки прошлых поколений. И если в какой-то опасной ситуации сознание "сработать" не успевает, то немедленно инстинктивно включается тот стереотип поведения (агрессия, отступление, обход, атака, пассивность), который сформирован воспитанием в семье. От того, как воспитывается ребенок, какими жизненными ценностями он обладает, зависят не только его духовное здоровье, но и физическое состояние, и последующая жизнь в целом.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Здоровье ребенка

» » » » Как уберечь ребёнка от случайных травм?