Гиперактивный ребенок: методы воспитания

Если ваш ребенок проносится по дому, как торнадо, сметая все на своем пути, и кажется, что он умудряется одновременно находиться в разных местах, а занять его рисованием или выкладыванием пазлов решительно невозможно - диагноз не вызывает сомнений. Вымотавшись за день, вы с нетерпением ждете, когда маленький разбойник наконец заснет, превратившись в тихого ангела, но дитя и ночью умудряется задать вам жару: ворочается, бормочет и вскрикивает во сне, беспрестанно просыпается и зовет вас или прибегает к маме в постель. Гиперактивный ребенок, методы воспитания какими бывают?

Малыши-моторчик

"И в кого он такой?" - думаете вы, внутренне закипая. Тут возможны три варианта - или в вас, или в папу, или сам в себя. По статистике, у 57 % родителей гиперактивных малышей в детстве тоже были признаки подобного поведения. Ученые считают, что предрасположенность к нему программируется генами, расположенными в 5-й и 11-й хромосомах. Они регулируют передачу нервного импульса в коре головного мозга с помощью специальных веществ - дофамина и серотонина. Сбои в работе этих систем ведут к нарушениям поведения и внимания. Мало того! Замечено, что патологически непоседливые малыши чаше рождаются у женщин, страдающих бронхиальной астмой, поллинозом (реакцией на пыльцу), атопическим дерматитом (нейродермитом) или мигренью. Все эти заболевания также связаны с дисбалансом тех самых серотонина и дофамина. Этот дисбаланс может быть вызван не только наследственными причинами, но и неблагоприятными факторами, действовавшими на центральную нервную систему будущего малыша в период внутриутробного развития. В роли таких факторов нередко выступают вирусы гриппа, кислородное голодание (гипоксия), токсикоз, резус-конфликт, родовая травма, обострение хронических заболеваний у будущей мамы. Они ведут к формированию у младенца синдрома повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Ближе к году он перерастает в минимальную мозговую дисфункцию (ММД) с синдромом гиперактивности - пограничное состояние между здоровьем и болезнью. В какую сторону качнется чаша весов, во многом зависит от родителей!

Лучше убедитьс

Неверный диагноз, поставленный вашему малышу, может усугубить существующие проблемы. Как распознать синдром гиперактивности, не перепутав с подвижностью, любознательностью и сложным характером? Основной признак заболевания - полная неспособность ребенка оценить последствия своих поступков. Поэтому дети с синдромом гиперактивности, действуют, ни секунды не обдумывая свое поведение, не проводя параллелей с возможным будущим. Еще одним неприятным симптомом синдрома гиперактивности являются желание ребенка повреждать или уничтожать чужую собственность и абсолютная невозможность это желание контролировать. В "зоне риска" синдрома гиперактивности в основном оказываются мальчики. Это расстройство встречается у них даже чаще, чем у девочек.

Угомоните непоседу

Не ругайте гиперактивного малыша! Его нельзя наказывать и одергивать с помощью окриков и шлепков. Но и пускать его поведение на самотек тоже не стоит. Оптимальная линия поведения, которой неврологи советуют придерживаться в данном случае, - спокойное терпение и так называемая "ласковая строгость". Не отступайте от режима дня. Чтобы победить состояние хаоса, в котором пребывает ваш ребенок, нужно упорядочить его жизнь. Отведите постоянное время для отхода ко сну и пробуждения, еды, игр, прогулок и занятий и не отступайте от графика, что бы ни случилось! Не требуйте немедленной реакции. Предупреждайте малыша заранее, что пора обедать, купаться или ложиться спать. Скажите, что время истекает, а затем напомните еще раз или два. Гиперактивный малыш не способен сразу же прервать свои занятия, переключившись на новое задание. Учтите: любые просьбы ему нужно повторять по десять раз. Не раздражайтесь - он в этом не виноват, просто запаситесь терпением.

Фильтруйте впечатлени

Их избыток - нагрузка для малыша. Совсем лишать его развлечений не стоит, нужно только вовремя увести ребенка из гостей или цирка - до того, как, перевозбудившись, он начнет "выходить из берегов". Тогда у вашего сына или дочки останутся приятные воспоминания о появлении на людях.

Переключайте и отвлекайт

Если малыш входит в раж, вот-вот станет неуправляемым, прижмите его к себе и пошепчите на ушко что-нибудь ритмичное, успокаивающее: "Тихо-тихо-тихо... Ну-ка, подожди, мой хороший, послушай, что я тебе расскажу... Знаешь, что мы с тобой сейчас сделаем? Мы сейчас с тобой пойдем в комнату, возьмем книжку, книжку откроем вот на этой странице, почитаем..." Повторение одних и тех же слов задает успокаивающий ритм, а прикосновения расслабляют ребенка - это так называемая "маматерапия".

Старайтесь заинтересоват

Пробуйте разные формы обучения, вносите в него творческий момент, иначе ваше чадо не сможет усваивать информацию. Очень важно, чтобы окружающая обстановка не отвлекала его от уроков. Поставьте стол не у окна, а у стены. Ничего на нее не вешайте, иначе, зацепившись взглядом, ребенок отвлечется от задания. На столе нельзя оставлять лишние предметы - только необходимые малышу в данный момент! Устраните посторонние источники шума.

Избегайте всего, что возбуждае

Телевизор и компьютер значительно истощают детскую нервную систему, усиливая проявления гиперактивности. Точно так же может подействовать на ребенка перестановка мебели в детской. Избегайте резких перемен - гиперактивному малышу они не пойдут на пользу.

Помогут травы и нот

Растить гиперактивного малыша рекомендуется под звуки Моцарта-по мнению детских психологов, его музыка действует на непосед лучше всякой валерианки! Полезны гомеопатические препараты, детские фиточаи с мятой, пустырником, зверобоем, лавандой, фенхелем. А можно наполнить одним из этих растений полотняную подушечку и положить в изголовье ребенка - эта ненавязчивая ароматерапия поможет нормализовать сон. Успокоить непоседу поможет и специальный травяной сбор из корня валерианы (или травы пустырника), мяты и шалфея. Насыпьте по 1 чайн. ложке каждой травы в термос, заварите 2 стаканами кипятка, настаивайте полчаса, охладите и процедите. Давайте малышу до 6 лет по 1 чайн. ложке, младшему школьнику - по 2, ученику средних классов - по 3, а старшекласснику - по 4 чайн. ложки 2-3 раза в день в промежутках между едой.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Гиперактивный ребенок: методы воспитания