Хвалить при всех, наказывать наедине

Главный принцип воспитания ребенка можно охарактеризовать пословицей - "хвалить при всех, наказывать наедине". Если о наказании ребенка и так все понятно (наказание не метод воспитания), то насчет выражения похвалы молодые родители сомневаются. Как говорится, боятся перехвалить. Так нужно ли хвалить свое дитя? Без сомнения, нужно. Это выражение любви к малышу. Но бывает и так, что похвала приносит вред.

Корректировать поведение ребенка при помощи пох-валы очень легко и удобно. Когда мы игнорируем небольшие огрехи и хвалим при всех малыша за усилия, то показываем, что не сомневаемся в его успехе. Это учит не бояться ошибок и твердо двигаться к цели. Грамотное поощрение детей может делать чудеса: мотивировать их на нужные действия, повышать уверенность в себе. Какая же еще польза от похвалы?

Если вы намерены поощ-рять ребенка, то очень скоро научитесь во всем видеть дости-жения своего малыша. Оцени-вая поступок, не зацикливайтесь на результате, ведь он может быть не совсем удачным. Об-ратите внимание на те хорошие намерения, с которыми ребе-нок брался за дело. И даже если дело испорчено, вы все равно сможете найти в ситуации по-ложительные моменты.

Слова одобрения, похвала родителей утверждают ребенка в правильности своего поведения. Так приходит понимание, что такое "хорошо" и "плохо". Добрые слова повышают са-мооценку ребенка. В детском сознании рождается очень важное чувство собственной значимости. Малыш, которого мало хвалят при всех, больше склонен сомневаться в своих силах и часто испытывает страх перед неудачами.

Похвала формирует моти-вацию ребенка. Если родители говорят: "Так держать!" - то ма-лыш понимает, что все делает правильно, что он на верном пути. Иногда ребенку очень важны поддержка и заверения, что это дело ему по плечу. Одоб-рение помогает развеять сомнения и все усилия направить на достижение результата. После добрых слов гораздо позитивнее воспринимаются любые советы, исходящие от старших.

Однако никогда не хвалите как при всех, так и наедине ребенка без заслуг. Хвалите только за труд, за усилия, за доброе намерение, а не за наличие способностей или внешних данных. Малень-кий человек, которого хвалят просто так, быстро привыкает к этому и теряет потребность стараться. И однажды, не полу-чив одобрения от окружающих или услышав, что оно досталось другому, ребенок затаит обиду. Ощущение несправедливости и обделенности вниманием может сформировать такие качества, как мелочная обидчивость и ревность к чужому успеху.

Также не стоит сравнивать своего малы-ша с другими: "Я уверена, ты можешь сделать так же хорошо, как Вася, если постараешься!" Как часто мы сами слышали в детстве, что у какой-то тети ре-бенок умнее или лучше! Наши родители думали, что таким образом заставят нас тянуться за "передовиками". Но давайте признаемся, что такие сравнения мало помогают. Вдвойне вредно ставить ребенку в пример кого-то, кому многое дается легко. Та-кое сравнение обесценивает все старания и снижает у ребенка желание действовать. К тому же подобное противопоставление часто приводит к нездоровому соперничеству.

Также вредно хвалить ребенка слишком час-то, нарочито эмоционально за те дела, которые ребенок уже обязан делать в силу возраста. Заправил кровать? Сам разде-лся? Дети начинают рассмат-ривать выполнение своих обыч-ных обязанностей как особое событие, привыкают делать все напоказ. Поощрение должно отмечать не случайный успех, а достижение, потребовавшее значительных усилий. И напоследок запомним, хвалим при всех, наказываем наедине. Правильная похвала всегда ка-сается не личности в целом, а конкретного действия.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Хвалить при всех, наказывать наедине